«Vivaldi. Ассоциации»: Мы поняли то, что хотели понять

В непередаваемой атмосфере очутились зрители, пришедшие 15го февраля в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской на премьеру «Vivaldi. Ассоциации». Автором идеи и режиссером волшебного творения является Сергей Бызгу –  заслуженный артист России, актёр Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, с 2011 года – руководитель курса актёрского мастерства в РГИСИ. «Я люблю визуальный театр, потому что иногда слова не нужны. Я люблю слова, люблю хорошего автора, но без слов мне легче нафантазировать. Так, например, в балете  все смыслы считываются через тело. В нашем случае — это актерские этюды на тему музыки Вивальди, выраженные через пластику. Мы шли от музыки. Давалась конкретная  музыкальная тема, и из нее у ребят рождались совершенно разные истории», - пояснил Бызгу. Как добавляет режиссер, «Vivaldi. Ассоциации» – это «многослойная история: тот, кто не хочет сильно углубляться, увидит сюжеты из своей жизни, а кто-то свяжет это с известными литературными произведениями». Мы же рассмотрим спектакль под призмой обыкновенного зрителя, не углубляясь в эти самые литературные произведения. Спектакль представляет собой 15 коротких новелл, вытекающих одна из другой. Минимум декораций позволяет сосредоточиться на игре актеров и погрузиться в их атмосферу, прочувствовать то, что чувствуют они. Название каждой новеллы актеры разными почерками писали белым мелом на большой черной доске, которая и служила основной декорацией. И началось все с этюда под названием «Мы». На сцене появляются один за другим персонажи, и все они абсолютно разные: кто-то более воодушевленный, кто-то – сентиментальный, кто-то – озорной. Поэтому и выходят они по-разному, но, в конечном счете, все начинают повторять одинаковые движения практически синхронно, что показывает нам единство индивидуальностей в обществе. Да, мы живем по общепринятым правилам, учимся, работаем, отдыхаем, но каждый из нас делает это по-разному, ведь у каждого свое видение этого мира, свои представления, увлечения и таланты. Кстати, вторая новелла как раз и рассказывает нам про «Талант». Кроме этого, были также этюды «Урок», «Юность. Зрелость. Старость» и «Привычка». Вот даже только прочитав названия, вы уже представляете что-то свое. И, скорее всего, ваши ассоциации совпадают с ассоциациями молодых актеров на сцене, ведь все мы хотя бы раз в жизни сталкивались с этим. Поговорим о «Привычке». Человек может быстро привязаться к чему угодно. А вот отвыкнуть уже в разы сложнее, особенно, если объектом привязанности является другой человек. Слишком часто люди в наше время путают любовь с привычкой. Эти двое понимают, что им уже не быть вместе, но их все равно тянет друг к другу. И, увы, не потому, что любовь настолько сильна, а лишь потому, что они слишком сильно уже привыкли один к другому. Поэтому и мучаются теперь. Гораздо сильнее нагружены смыслом и эмоциями были другие две новеллы: «Война» и «Память». Не стоит, думаю, сильно описывать происходящее на сцене в это время. Все понимают, что война – самое страшное, что может быть. Война превращает беззаботных, веселых, счастливых мальчиков и девочек в орудия, которые уже не могут радоваться лучику солнца, улыбаться по поводу и без и просто быть счастливыми. Да и теряем любимых и родных мы часто, будь то война или даже мирная жизнь. А воспоминания о моментах, проведенных вместе с ними, рвут душу на части, доводят до истерик и опустошения. И актерам удалось довести зрителей до слез в этих двух таких коротеньких, но таких наполненных смыслом новеллах. Вообще, идея с короткими новеллами мне напоминала трогательные рассказы из шести слов, которые гуляют в интернете. Знаете, например, «Это наша золотая свадьба. Столик на одного» или «Сегодня я снова представился своей матери». Минимум слов, максимум эмоций. Также и с этими новеллами: за короткое время передается столько смысла! Хотя, надо заметить, смысл присутствовал не в каждой минуте спектакля. Например, этюд с четверкой обворожительных парней. Сначала они удивили зрителей, выйдя на сцену лишь в черном нижнем белье. Там же, прямо перед зрителями, парни начали одеваться в деловые костюмы. Все как положено: рубашка, брюки, ремень, пиджак, галстук. И вроде как они все делали синхронно, но каждый раз случался какой-то сбой у одного из них: то со стула упадет парень, то ширинку застегнет не так, как трое остальных. - Это сбой программы, сбой системы. Совсем нелогичное что-то! Ирония, стёб.  Может, это бизнес, может, что-то современное. Не все понимают это, - пояснил один из актеров Егор Шмыга. А раз это ирония, то и преподносилось все очень легко и смешно, и зал не сдерживал своих эмоций. Кстати, всегда вот актеры восхищали способностью продолжать играть с каменным лицом (если так задумано), когда весь зал умирает от смеха. Кроме этого, в спектакле две новеллы («Руки» и «Трэш») были посвящены конкретно проблемам молодежи. - Я обратился к руководству театра им. В.Ф. Комиссаржевской, где с радостью восприняли идею пополнения репертуара молодежным спектаклем. Молодая публика очень важна, это определенная энергия. Я хочу, чтобы с этим спектаклем в театр пришел молодой зритель, - говорит Сергей Бызгу. И молодой зритель не только пришел, но и вполне насладился увиденным. Актеры сами молодые, что помогает лучше передать все эмоции и ощущения, но кроме того, отображается современная действительность. Четко показано, как все зависит от «рук», в которые мы попадаем, особенно в таком, так сказать, нежном возрасте. Есть руки, которые желают только пользоваться нами. На примере девушки: ее водят по клубам, спаивают, подсовывают сигареты, наркотики, и вот она уже ничего не соображает, когда ее начинают трогать, раздевать, а дальше все понятно уже. И таких рук много. Но все-таки есть в мире и люди, способные даже в таком состоянии нас забрать, обнять, умыть, помочь и поставить на ноги. И это относится не только к одной ночной тусовке, после которой на утро будет стыдно. В любом случае, как и говорил Сергей Бызгу, в этом спектакле можно, не углубляясь, увидеть сюжеты из своей жизни. Можно посмеяться над ними, всплакнуть или же сделать для себя какие-то выводы. Возможно, кто-то за эти полтора часа даже переосмыслил свою жизнь и вдохновился на перемены, кто знает? Сам спектакль носит название «Ассоциации», значит, каждый волен понимать все увиденное так, как ему вздумается. Как сказал один из зрителей после спектакля: «Мы поняли то, что хотели понять».

Текст: Анастасия Кулипанова

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения