Немного о лёгкости
В «Ведогонь-театре» (ЗелАО) премьера – спектакль «Легкие люди» по пьесе Михаила Дурненкова. Режиссер, заслуженный артист России, Павел Курочкин и художник спектакля, Ксения Перетрухина создали уникальное пространство и заговорили со зрителем предельно откровенно. Кто же они, эти легкие, как гелиевые шары, люди?
Алексей Ермаков – Егор
О легких людях:
Легкий человек – это человек, с которым легко находиться рядом, с которым комфортно, душевно. Это тот, кто относится к жизни без предрассудков, немного по-философски, но в то же время, у которого живое сердце. Как и тяжелые люди, легкие тоже несут ответственность за свои поступки, но важно их отношение к жизни. Они не показывают, что жизнь такая сложная штука, нет. Они легкие, как Мэри Поппинс или Винни-Пух, веселые и неунывающие. Продолжают жить, дарить добро.
О себе:
Не могу сказать определенно, легкий ли я человек. Каждый несет на себе какой-то груз. Я его определяю как совесть, способность к сопереживанию. Нельзя сказать, что человек способен быть только легким или только тяжелым. Я могу быть и тем и другим. Бывает, что человек по жизни легкий, но возникают такие моменты, когда ему необходимо спрятаться, закрыться от людей, поднакопить силы. Это естественный период. И спектакль, на мой взгляд, дает шанс подумать об этом, что-то переосмыслить. Происходит своего рода переоценка ценностей. И, конечно, спектакль должен вызвать сопереживание у зрителей.
О герое:
Мой герой, Егор, тоже неоднозначен. Я этого человека не знаю, не вижу, какой он конкретно. Поэтому я не пытаюсь играть какого-то персонажа, а стараюсь быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах и действовать, насколько это возможно для разумного человека. Хотя, когда я читаю его текст, мне кажется, что мы близки. Его слова отзываются у меня в душе.
Что касается предполагаемой измены, то я думаю, что Егор верит Тане, верит, что она чиста перед ним. Он и приезжает то не для того, чтобы это выяснить, его интересует совсем другое. У них не должно было быть ребенка, тогда откуда он взялся? А что, если это был тот самый ребенок, спаситель? Это все не укладывается в рамки здравого смысла. Вот вопрос чуда, некоего божественного вмешательства в их с Татьяной жизнь и волнует Егора.
И, наверное, каждый из нас сталкивался с таким волшебством: когда встречаешь человека и влюбляешься в него, испытываешь что-то наподобие чуда. Это невероятно. Ты чувствуешь какой-то полет, легкость, соприкосновение с другой душой. В то же время от этого становится немного страшно, потому что не понимаешь, как такое возможно. Но ты позволяешь этому происходить, стараешься не бояться и пытаешься это сохранить. Потому что чувствуешь, что это божественный дар.
Татьяна Мазур – Таня
О легких людях:
Легким человеком можно быть только внешне. Для меня это тот, рядом с которым каждый чувствует себя комфортно. Это очень корректный, очень чуткий и очень внимательный человек, после общения с которым, остается приятное послевкусие. И независимо от характера, от настроения этот человек умеет сделать пространство вокруг себя комфортным.
О себе:
Я только позиционирую себя, как легкого человека. А на самом деле я очень тяжелый человек со множеством тараканов в голове. Мне близка жизненная позиция Тани, моей героини, на счет денег и комфорта. Она говорит: «У меня комплексы. Комплекс безработицы и хронического отсутствия денег», но при этом ее устраивает то, как она живет. Она счастлива. Я тоже такой человек: не буду делать то, что меня напрягает или мне не нравится только ради денег. И пусть даже мой уровень жизни будет ниже, чем мне хотелось бы, я ничего не буду делать против воли. Многие думают, что человек счастлив, когда у него есть дом, семья, квартира, машина. У меня, например, сейчас нет мужа, нет детей, но, тем не менее, я счастлива, потому что я занимаюсь любимым дело.
О герое:
Не все поступки моей героини я могу понять. Хотя с воплощением этого персонажа на сцене у меня нет особых проблем. Мне не надо придумывать каких-то определенных, специфичных образов, достаточно быть собой и постараться представить себя в предложенных мне обстоятельствах.
Осуждать то, что она в молодости сделала аборт, глупо. По этому поступку никак нельзя судить об уме человека. А по поводу того, что это мог бы быть Иисус ничего неизвестно. Философскую составляющую спектакля каждый воспринимает по-своему.
Будущее моей героини я вижу рядом с Иваном. Они встретились, когда обоим было около 30: обычная, среднестатистическая пара. А вся эта ситуация с приездом Егором их сблизила. И они еще долго буду испытывать чувство благодарности друг к другу за то, что справились с этим вместе.
Сергей Зайцев – Иван
О легких людях:
Невозможно быть полностью легким человеком, на всех что-то давит. И на легких людей давит их положение – быть легкими. Те люди, которые говорят, что живут легко, просто не замечают каких-то вещей, которые тянут их. А вот совершенно легким, мне кажется, может быть только тот, кто любит. Это такая своеобразная легкость: когда ты делаешь так, чтобы было легко твоему партнеру и когда ты готов его отпустить, если это требуется.
О себе:
Наверное, все люди могут быть и тяжелыми, и легкими в разные промежутки жизни. Так что и себя я бы отнес и к той и к другой категории. У меня много друзей, живущих легко, или просто создающих ощущение легкости вокруг себя. Но я знаю, что и на них все равно давит ответственность.
О герое:
Михаил Дурненков говорил, что Иван – это Раскольников нашего времени: убил старушку, а ему никто не верит. Он все воспринимает серьезно, остро, болезненно, далеко нелегко. Что бы я посоветовал ему в его положении? Отпустить чувство вины, которое на него давит. Хотя, мне кажется, есть и другая причина такой угнетенности Ивана: произошедшее с ним – это лишь предлог для того, чтобы закрыться. На него ведь накинулись трудности: приехал бывший молодой человек его девушки, с ним ему приходится делить все, и даже самое ценное - любовь. А он не привык к борьбе, потому и закрылся.
Иван вообще, по натуре, художник. Он воображает, живет миром идей, у него творческое восприятие мира. Нерешительный, инфантильный - это неповзрослевший парень, похожий на меня в прошлом. По ходу действия он начинает взрослеть, справляется с навязанным чувством вины, учится прощать самого себя. И суть этого прощения как раз и заключается в борьбе, с миром, с окружающими людьми, со своей любовью. Только после такого спарринга человек может простить себя по-настоящему и обрести покой.
Не могу сказать, что я полностью понял своего героя, докопался до сути. Наверное, образ Ивана всегда будет меняться. Вместе со мной. Как меняется живой человек. Ведь история эта очень жизненная.
Антон Васильев – Макс
О легких людях
Мы все в жизни обрастаем разными «якорями», которые тянут нас. У кого-то это ответственность перед родными, у кого-то – недвижимость, машины и прочие материальные блага. А легкие люди – это те, у кого таких «якорей» нет. Но и ответственности тоже нет. Такие люди могут встать в любой момент и поехать куда угодно. У меня есть друг. У него раньше всегда в прихожей стоял собранный рюкзак. Он мог взять этот рюкзак и уехать куда захочет. Он ни к чему не был привязан. Теперь у него семья, дети, работа, и рюкзак переселился на антресоль.
О себе
Я тоже себя раньше относил к легким людям, похожим на моего персонажа Макса. Поэтому он мне очень понятен. Мы тоже занимались разными философскими размышлениями, взращиванием своих собственных тараканов на долгих кухонных посиделках. А потом могли собраться и уехать куда-нибудь, решив все за 5 минут. Но со временем я оброс теми самыми «якорями»: работа в театре, в школе, ответственность, обязательства. Чтобы куда-то выбраться, надо планировать это за несколько месяцев. Но я прекрасно помню себя в возрасте 25-30 лет, когда якорей почти не было, а жизнь была «легка» и проста. Думаю, эти воспоминания и помогут мне справиться с ролью Макса.
О герое
На протяжении всего действия в спектакле происходит столкновение тяжелых людей, у которых есть множество «якорей» и моральных принципов, и легких, таких как Макс и Егор, не привязанных ни к чему, столкновение их идеологий. Мой персонаж – носитель идеального образа легкого человека, а одна из проблем, которая поднимается автором пьесы, непосредственно затрагивает его личность. Это идея «без вины виноватых». Иван постоянно чувствует себя таковым, считая, что он убил человека. Хотя, конечно, все понимают, что он не совершал преступление, это просто ошибка, стечение обстоятельств. А Макс противоположен Ивану: «Брат, все просто, не надо грузиться». И в этой философии Макс мне понятен. Правда, зачем парить себя, если ты ничего сделать не можешь? Это как раз позиция «легкого» человека. «Лёгкого», но, скорее всего, незрелого.
Авторы: Анастасия Анисифорова и Анастасия Чернышова