Текст и фото: Лилия Куштанова
[gallery link="file" ids="114022,114021,114020,114019,114018,114017,114016,114015,114014,114013,114012,114011,114010,114009,114008,114007,114006,114005,114004,114003,114002,114001,114000,113999,113998,113997,113996,113995,113994,113993,113992,113991,113990,113989,113988,113987,113986"]Выставка костюмов в Царском Селе
2 декабря в Царском Селе открылась выставка костюмов, посвященная фильму Алексея Учителя «Матильда». Для съемок этой картины, общероссийская премьера которого запланирована на март 2017 года, на основе подлинного исторического материала было создано более 7 тысяч оригинальных костюмов и предметов реквизита Российского Императорского Дома конца 19 века, 70 из которых представлены в Екатерининском дворце.
Съемки фильма, посвященного известной балерине Матильде Кшесинской, длились больше года и проходили в петербургских дворцах и особняках. Данный период (весна-лето 1896 года) в отечественном кинематографе не воссоздавался, поэтому все костюмы пришлось изготавливать специально для «Матильды». Авторы костюмов – петербургские художники Надежда Васильева и Ольга Михайлова.
«Во время подготовки к съемкам, в Эрмитаже нам показали подлинные вещи императорской семьи. - рассказывает Ольга, - Мы все засняли и работали, опираясь на эти фотографии. Сложнее всего пришлось с костюмами для коронации. Сто лет назад платье Александры Федоровны вышивалось в Москве, шилось в Петербурге, из-за этого возникло много сложностей: все время что-то не срасталось. Мы оказались в похожей ситуации. Платье шили в Петербурге, а вышивали в Индии. Когда соединили вместе сшитое платье и вышитые детали, стало ясно, что они не очень подходят друг другу. В рекордные сроки пришлось менять крой платья, вышивку. Нам помогли студенты и выпускники Театральной академии, которые работали в три смены».
В день открытия выставки посетители могли увидеть в Большом зале многофигурную сцену торжественной процессии коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Представленные в экспозиции костюмы – произведения, созданные на основе исторических прототипов конца XIX – начала XX века, предназначавшихся как для повседневного ношения, так и для особо торжественных случаев и выхода в высший свет. На их изготовление было использовано более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, габардина, бязи, хлопка, органзы и кожи.
Коронационные платья технологически изготавливались так же, как и сто лет назад: отдельно кроились и шились части костюма, вышивались фронтальные боковые и тыльные элементы. Вышивки вручную декорировались камнями, пайетками, перьями. Затем все элементы платья собирались вручную в готовый предмет гардероба. Специально ткались и муаровые ленты (главный торжественный элемент парадного костюма) оригинального красного и голубого цветов.
Гардероб картины создавался более полутора лет. Изготовлением тканей и костюмов были заняты более 50 швейных и текстильных предприятий, сотни мастеров Москвы, Петербурга и других городов страны. Часть работ была выполнена за границей: в Англии, Индии, Китае, Пакистане и Германии. В костюмерном цехе съемочной группы работали десятки специалистов: художники, ассистенты, костюмеры, вышивальщицы, ювелиры, конструкторы, портные, фактурщики, кастелянши… Для оптимизации процесса создания костюма пришлось организовать собственную мини-фабрику с полным производственным циклом: цехами со швейным и вышивальным оборудованием, красильными и сушильными камерами, собственной прачечной.
Отдельный зал в Екатерининском дворце посвящен шляпкам, изготовленных с помощью перьев и фрагментов птиц. «Сто лет назад очень модными были такие шляпки, - объясняет Ольга Михайлова, – Мы не могли обойти эту тему. Познакомились с людьми, которые разводят куропаток. Попросили у них крылья, которые в свою очередь, отдавали таксидермистам. Полученные детали прикрепляли на шляпки».
Короны, выставленные в Царском селе, украшены искусственными камнями. Во время съемок один московский ювелирный дом предоставил короны, выполненные из золота и серебра и украшенные настоящими бриллиантами и сапфирами. Как только отсняли сцену, драгоценности увезли в Москву.
Среди экспонатов в залах Золотой анфилады Екатерининского дворца расположились не только коронационный костюм императора и коронационное платье императрицы, но и церковные облачения высшего духовенства, парадные мундиры обер-камергеров и камергеров, коронационные платья придворных, платья фрейлин, бальные и визитные платья, военные мундиры, а так же костюмы официантов и других служащих Императорского двора. Выставка продлится до 1 апреля.