Грустная история в Палате номер 6
14 декабря в Учебном Театре на Моховой состоялась премьера спектакля «Грустная история для веселых людей», основой которого стали повесть А.П. Чехова «Палата №6» и его же пьеса «Вишневый сад». В название спектакля легла фраза, произнесенная Владимиром Набоковым на одной из лекций по русской литературе и обозначающая жанр, в котором, по мнению писателя, работал Чехов.
Сюжет спектакля является своего рода ироничным продолжением «Вишневого сада»: действие разворачивается посреди вырубленных и засохших вишневых деревьев. Вокруг них ходит один из пациентов-сумасшедших, выступающий перед зрителями с монологом о современном театре. Затем там же появляется главный врач городской психиатрической больницы Андрей Ефимыч Рагин. Рагин трудится в больнице не слишком усердно: он практически не интересуется пациентами, а основную сферу его интересов представляют вечерние беседы с почтмейстером Михаилом Аверьяновичем и распитие с ним пива и вина. В ходе таких бесед друзья обычно приходят к неутешительным выводам: по их мнению, раньше жизнь была гораздо лучше, а сейчас вокруг плохо абсолютно всё: интеллигенция перестала думать о «высоком», молодежь ни к чему не стремится, государство не думает о гражданах. Рагин делает вывод, что в теперешних жизненных условиях человеку не остается ничего иного, кроме как полностью смириться и стоически переносить любые трудности и лишения. Он и сам недоволен своим положением и работой врача, однако терпит, потому что ничего другого ему (и всем остальным тоже) не остается.
Мнение Андрея Ефимыча меняется во время визита в палату, где он вступает в разговор с одним из пациентов, Иваном Громовым, который не желает мириться с тем, что ему придется провести остаток дней в клинике, и мечтает выйти на свободу. Рагин приходит к выводу, что Громов, в общем-то, умный и интересный человек и собеседник, один из немногих, с кем можно поговорить, и ему начинает казаться несправедливым то, что Иван вынужден находиться в больнице. В какой-то момент Андрей Ефимыч даже соглашается отпустить пациента на волю, но они оба тут же вспоминают, что горожане или полиция, скорее всего, тут же вернут его назад, и далеко уйти он не сможет. В этот момент система мировоззрения Рагина терпит крах.
Почтмейстер начинает подозревать Рагина в том, что он болен. Сначала он и еще пара приятелей Рагина советуют ему отказаться от алкоголя, а затем предлагают лечь в больницу. Однако, если в оригинале «Палаты №6» Рагин становится пациентом вместо Громова и умирает на следующий день, то в спектакле этого не происходит. Вместо этого рядом с Рагиным оказывается девушка в белых одеждах с безмятежной счастливой улыбкой на лице. Она объясняет ему, что нашла счастье и утешение в усердном труде и упорной работе, а Рагин слишком много думает о смысле жизни от того, что он просто бездельничает, а если и занят делом, то не полностью увлечен им. Примечательно, что зритель видит всю историю через рассказ еще одного пациента больницы, сумасшедшего по имени Моисейка. Моисейка играет роль одновременно и психически нездорового человека, и шута, тем самым получая возможность говорить правду, которую никто из героев, однако, не воспринимает всерьез.
В «Грустной истории для веселых людей» принимали участие студенты Российского Государственного Института Сценических Искусств курса профессора Ю.М. Красовского. Игра актеров, как и их костюмы, музыка и освещение на сцене, оставляют положительное впечатление. Спектакль воспринимается с легкостью: несмотря на столь сложную комбинацию произведений, эмоции и действия актеров предельно просты и понятны.
На «Грустную историю…» хочется сходить еще раз. Тем более, что актерский состав на каждом выступлении курса – разный.
Текст: Caro Line
Фотографии предоставлены театром