Автор: Нина Соболева
Ирония небес
Гоша Куценко приехал в Петербург, чтобы лично представить свой режиссерский дебют - фильм «Врач». Под крышей Открытой киностудии «Лендок», зрители узнали драматическую историю о нейрохирурге и пообщались с режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли в одном лице.
Каждый из нас, порой разыгрывает идеальный сценарий своей жизни. Каждый надеется, что несчастье обойдет его дом. Часто мы отворачиваемся от горькой действительности, потому что нам не хватает сил посмотреть правде в глаза. Мы готовы вестись на мишуру и восторгаться, лишь бы не думать о том, какова настоящая жизнь. Гоша Куценко и его дебютный фильм «Врач», заставляют смотреть на реальность широко открытыми глазами.
Знакомьтесь, Юрий Михайлович Мальцев (Гоша Куценко), или просто ЮМ – заведующий нейрохирургического отделения обычной больницы. Не старый, не молодой, но такой же потертый, как стены наших поликлиник. И так же, как стены поликлиник, верен своим пациентам. Рядовой врач, за образом которого стоят все врачи России.
Утро - не только начало нового дня, в нашем случае это и начало сюжета картины. Нам предоставлена возможность наблюдать за работой врача с того момента, как он только подъехал к больнице, что лишь подчеркивает правдоподобность фильма. Трудовой день только-только набирает обороты, стрелки часов не перекинулись еще за 9, а ЮМ весь в хлопотах: неразбериха в личных отношениях, трансляция операций на экране, множество рентгеновских снимков больных, да и сами пациенты покоя не дают. Может не родные, не близкие, но люди, которым говорить правду о смерти невыносимо больно и тяжело.
Без юмора и зрители бы умерли. История драматическая, психологически сложная, но незамысловатость подачи, простота в диалогах актеров, юмор, которым пропитан характер главного героя – уводят нас от горечи. Погруженные в больницу и в болезнь, мы все же не редко улыбаемся и посмеиваемся.
Вот, удивительно, многие фильмы напичканы смертями, мы смотрим боевики, где плохие и хорошие пристреливают и режут друг друга, где кровью могут быть перепачканы все стены, и не опускаем глаз. Может, такая фикция нас не трогает и не пугает. Но во «Враче» нам трудно не отвести взгляд, когда штука, напоминающая ледобур для рыбалки, делает в черепе отверстие, когда тонкий скальпель надрезает ткани головного мозга, когда нитью эти ткани потом зашивают. Мозг поливают раствором, кровь идет по пластиковым трубочкам - эта правда, не смотреть бы на нее, молиться бы, чтобы с ней не столкнуться. Фильм содержит кадры реальных операций, что добавляет картине налет документальности и пропитывает ее особой атмосферой напряжения.
Проводя операции на сложнейший орган человеческого тела, Юрий Михайлович, задается вопросом о природе мозга. Для него мозг – целый космос, целая вселенная, которая работает не больше чем на 10%, а болеет на все 100. Справедливо ли это? Что за случай определяет развитие злокачественной опухали? И если есть Бог, то почему он сделал именно такой выбор? Сложно, сложно, сложно. Понять и принять. Наблюдая за больными, овощеобразными, невнятно говорящими, беспомощными, страх нейрохирурга, уже граничащий с фобией, стать подобным растением. Смотря на слезы и переживания родных, что вместе с их больными прикованы к больничной койке, он видит решение в эвтаназии. «Если любишь – убей!», - говорит он, своей подруге медсестре. Это не выбор, не решение, не дилемма – это что-то за гранью обыденного осознания, шаг, убивающий двоих. Кричал, кричал, да накликал беду…
Сюжет картины похож на отрезок, есть начало и есть закономерный конец. Вы не найдете здесь каких-то кульминаций, неожиданных мудреных поворотов. Тема фильма сама по себе остра и тревожна. Мы смотрим на жизнь. Наблюдаем за выдуманным персонажем, но видим реального врача. Особенность и ценность именно в отсутствии лжи, в том, как правдоподобно актеры сыграли свои роли. Невозможно не запомнить слезы Олеси Железняк, по фильму, плачущей о здоровье своей матери или отчаявшиеся глаза Алены Хмельницкой, первой любви ЮМа. Могут ли быть вопросы к самому Куценко как к режиссеру и главному актеру? Думаю - нет. Основанием фильма послужила его личная семейная трагедия. Он пережил и пропустил весь сценарий через себя и преподнес максимально достоверно зрителям. "Врач" из разряда фильмов, который не захочется пересматривать второй раз. Но пропускать или забывать его - нельзя.