Существует легенда, что как-то раз во время исполнения одного из сочинений итальянского виолончелиста и композитора Луиджи Боккерини погас свет. Оказавшись в полной темноте, слушатели смогли по-настоящему насладиться красотой его музыки. Такой же шанс представился зрителям Санкт-Петербурга, оказавшимся в Планетарии 12 ноября, где музыкальный фестиваль Roof Music Fest организовал концерт классической музыки под звездным небом.
С творчеством Луиджи Боккерини, а также Вольфганга Моцарта, Йозефа Гайдна и Антонио Вивальди публику познакомил великолепный ансамбль «Смычки Санкт-Петербурга». В состав ансамбля входят выпускники СПБГК им. Римского-Корсакова, лауреаты множества всероссийских и международных конкурсов, артисты Михайловского театра, преподаватели и руководители юных коллективов: концертмейстер — Евгения Зима, руководитель ансамбля и альт — Ксения Митряева, вторая скрипка — Сандра Патрикеева, виолончель — Людмила Гуцевич, контрабас — Антон Афанасенко. Специальным гостем программы стала флейтистка Варвара Захарова – талантливый музыкант, лауреат международного конкурса, солист Государственного Русского Концертного оркестра Санкт-Петербурга, артист оркестра театра «Мюзик-Холл».
Музыканты уже ранее выступали в академических залах Петербурга: Филармонии, Капелле, Белом зале Политехнического Университета, Яани Кирик и других. Но концерт в Планетарии позволил услышать классическую музыку совсем по-иному. Отличная акустика вкупе с визуальными эффектами, включая звездное небо над головой, позволили зрителям ощутить внутреннюю гармонию в единстве с космосом и бесконечной вселенной во всей ее красоте.
Визуальная анимация была посвящена не только созвездию Ориона или Млечному пути, но и размышлениям о красоте как таковой. Вечный вопрос о том, что важнее - форма или содержание, угадывался в покрытых снегом статуях и трансформирующихся кубах. За танцем лебедя балерины, видоизмененной в неупорядоченном множестве, следовал каскад бесформенных цветных пятен. И все это в результате, канув в лету, уступало место темноте, в которой, конечно же, зажигались звезды, потому что это кому-нибудь нужно.
Возможно, кто-то загадывал желание, а кто-то просто наслаждался музыкой, представляя те образы, которые появляются в сознании, когда ничего не отвлекает от прослушивания. Например, можно было вслед за критиками сравнить музыку Боккерини с женщиной – порывистой, эмоциональной и импульсивной. А в сочинениях Гайдна наоборот увидеть мужское начало с присущей ему логикой и рационализмом.
Швейцарский теолог Карл Барт однажды сказал, "Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта". Не только ангелам дано наслаждаться музыкой гения. Ансамбль «Смычки Санкт-Петербурга» исполнил одно из самых известных, жизнерадостных, динамичных и гармоничных творений композитора - «Маленькую ночную серенаду».
Романтизм и некоторое легкомыслие Моцарта великолепно сочетались с удивительно своевременным произведением «мастера звукового пейзажа» - Антонио Вивальди. Непревзойденный композитор смог не только услышать звуки природы, но и воспроизвести в гармоничной последовательности нот. Так, в то время, как снег засыпал дороги, дворцы и статуи, в петербургском Планетарии зрители слушали «Зиму» итальянского гения.
Интересно, что в 19 веке концерты в темноте были развлечением для привилегированного класса. Так что, в этот вечер зрители легко смогли представить, что перенеслись на машине времени в другой век. А знатоки музыки в своем воображении могли путешествовать из Вены в Венецию и обратно, в то время как на большом куполе цветы превращались в созвездия, словно в поиске ответа на вопрос, нужны ли тернии, чтобы достичь звезд, если мы сами создаем нашу жизнь и несем ответственность за все, что с нами происходит.
Тем интереснее, что в программу концерта вошли сочинения венгерского композитора Белы Бартока, которого называли «образцом героического становления человеческой души». В его честь назван кратер на Меркурии. Есть на этой планете и кратеры, названные в честь Моцарта, Гайдна и Вивальди. Связь между космосом и музыкой не только в названиях. Пока юные поэты дарят звезды своим возлюбленным, а белые медведи крутят земную ось, талантливые композиторы слышат звуки вселенной и записывают для того, чтобы не менее талантливые исполнители смогли отправиться вместе со своими слушателями в одно общее путешествие, после которого всегда нужно поставить не точку, а многоточие и, конечно, сыграть на бис.