Главная » Картонные туфельки, тыква вместо кареты… Или байки ни о чем
Картонные туфельки, тыква вместо кареты… Или байки ни о чем
19.10.2016
7 октября 2016 года на сцене театра имени Райкина состоялась премьера спектакля «BAJKI. Сказки для взрослых». Слово «bajki» в переводе с польского и означает «сказки». Этот вид народного творчества лег в основу постановки. Ее создатели искали вдохновение в таинственном и прекрасном мире славянских и европейских мифов и преданий. Сюжетная линия представляет собой десять независимых историй, созданных на основе легенд, обрядов и традиций.
«BAJKI. Сказки для взрослых» - это спектакль-танец. Авторская музыка, разноголосое пение, артистичность, грация и пластичность актеров производят сильное впечатление. Работа хореографов достойная уважения. Танцевальные элементы органично дополняются чуть старомодным подходом к организации сценического пространства. Современный театр нередко прибегает к высоким технологиям, повсеместно используя мультимедийные эффекты. Но создатели «BAJKI…» этого делать не стали. Костюмы и декорации органичны в своем минимализме, который пробуждает воображение зрителей.
Театру имени Райкина не чужд дух новаторства, он нередко радует петербуржцев яркими, нетривиальными спектаклями. Новая постановка могла бы продолжить эту славную традицию. Но кроме талантливой хореографии и удачных декораций, премьере похвастаться нечем.
Отрицательную роль сыграла своеобразная тематика. Магия, легенды, народные песни… Безоговорочный трепет и восторг они вызывают только у детей. Но заинтересовать фольклорными мотивами отметивших совершеннолетие театралов – непростая задача! «BAJKI…» с ней не справились.
Другим слабым местом спектакля стало его примитивное содержание. Да, народные волшебные истории всегда просты по сюжету и композиции. Но одновременно им присуща многослойность, неоднозначность и глубокий житейский и философский смысл. Эта двойственность может дать толчок творческой мысли. Вспомните, например, всемирно известную книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры». Опираясь на сказочные мотивы, психолог проник в глубины подсознания, понятным языком рассказал о сложной материи человеческих чувств, мыслей и внутренних страхов. В отличие от Берна, создателям «BAJKI…» не удалось гармонично переосмыслить старинные предания. Происходящее на сцене вызывало стойкое ощущение де жа вю и напоминало банальную выжимку из сборника «Сказки народов мира для детей». Вторичность сюжета обесценило труд декораторов, художников по костюмам, хореографов и актеров.
«Однажды ты станешь таким взрослым, что снова начнешь читать сказки», - писал Клайв С. Льюис. Представим себе Золушку перед королевским балом. В радостном предвкушении она зовет фею-крестную, но та, неумеха, предлагает девушке бесполезные дары – картонные туфельки вместо хрустальных и тыкву, так и не превратившуюся в карету. Какое горькое удивление, разочарование и обиду почувствовала бы бедняжка! Нечто подобное пришлось испытать и мне на премьере спектакля.