Текст и фото: Александр Шек
[gallery link="file" columns="3"]{instead} ensemble в гостях у князя Голицына
Музыканты {instead} ensemble исполнили произведения Кейджа, Пярта, Райха и других композиторов-авангардистов 18 октября в Цифербурге на Фонтанке.
Современная академическая музыка требует подготовленного слушателя, талантливой интерпретации и редко звучит в больших залах. Композиторы ищут гармонию в хаосе, любовь в смерти, полноту в пустоте. Концерт ансамбля {instead} походил на эксперимент: группа молодых музыкантов собралась играть авангардную музыку в небольшой зале старинного особняка, когда-то бывшем резиденцией князя А. Н. Голицына и домом Министерства Императорского Двора, в пространстве, занимаемом нынче тайм-кафе Цифербург.
Этот эксперимент удался: остатки былого убранства и пятна света на потертом паркете, помнившие XIX век, музыка века XX и люди из века XXI соединялись в пространстве и времени самым удачным образом. Разве что некоторые слушатели подкачали, уйдя с головой в свои гаджеты, но без этого теперь, к сожалению, ни один концерт не обходится.
Когда мы рассказывали вам о концерте солистов ансамбля Phoenix и eNsemble на Новой сцене Александринского театра, то не смогли обойти проблему восприятия современной музыки, неподготовленности слушателей. И если на том концерте она решалась постфактум, то, к чести ансамбля {instead}, музыканты решили эту проблему заранее: исполнение каждого произведения предварял небольшой рассказ о нем и его авторе. В роли конферансье выступила скрипачка Елена Козлова.
В программу концерта вошли как произведения признанных мастеров, вроде Кейджа и Пярта, так и наших современников. Некоторые из них были написаны музыкантами их исполнявшими. Сочинение tMin пианистки и композитора Натальи Соловьевой и вовсе было написано специально для этого концерта и исполнено автором.
Фортепьяно участвовало почти во всех сыгранных произведениях и исполнительское мастерство Натальи стало одним из самых приятных впечатлений вечера. Вы можете увидеть и услышать фрагмент композиции Джона Кейджа в ее исполнении:
Некоторые из исполненных произведений требовали особых навыков и оборудования. Так сочинение Стива Райха "Фазы для четырех скрипок" музыкантам было необходимо играть в наушниках: в них метроном и женский голос называет номер такта. Музыканты играют один и тот же такт и следят за последовательностью номеров. У 3 скрипок клик-трек одинаковый, а у четвертой свой - со смещением.
"Вакханалия" Джона Кейджа была сочинена им для подготовленного (препарированного) фортепиано, в которое он поместил между струн массу посторонних предметов: шурупов, гаек, кусков резины. Получившиеся в результате этого звуки чем-то напоминают индонезийский гамелан или маримбу.
В 1938 году чернокожая танцовщица Сивилла Форт попросила Кейджа сочинить музыку для одного из своих хореографических перформансов. Поскольку в зале, где было запланировано шоу, мог поместиться лишь один рояль, Кейдж решил обогатить его звучание с помощью тех самых шурупов и гаек. Сивилла сочетала техники народного и современного танца, и решение Кейджа идеально для этого подходило.
Отдельного упоминания заслуживает также и сочинение для ансамбля Елизаветы Акбалькан под названием "Я ветвлюсь". "Название пьесы «Я ветвлюсь» говорит само за себя. В ее основе - идея ветвления. Все партии расходятся из одного места (первичного паттерна) в разные стороны на ряды ответвлений. Структура переходов между паттернов организована таким образом, что у исполнителей всегда есть выбор, что играть, в какую сторону двигаться. Однако, независимо от выбранного пути, в итоге все возвращаются в исходную точку (к центральному паттерну) и завершают одновременно. Состав инструментов может варьироваться". Тем вечером прозвучала версия для четырёх скрипок и фортепиано.
Елизавета родилась в 1989 году в Дрездене, окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции.