«Человек — все может...лишь бы захотел...» (Лука)
12 июня 2016 года спустя 5 лет перерыва в Театре Дождей отпраздновал долгожданное возвращение спектакля по пьесе Максима Горького «На Дне», которая знакома многим ещё со школьной скамьи. 11 сентября вновь состоялся показ спектакля.
Сюжет пьесы основан на споре о человеке и его возможностях. Герои пьесы – люди, опустившиеся на самое «дно» жизни, но так ли трагична история Максима Горького, как мы привыкли думать?
Режиссёр Наталья Никитина, ничуть не искажая текст великого русского прозаика, не внушая зрителю новых форм, с присущей Театру Дождей интеллигентностью, открывает совершенно иной взгляд на классику. В Театре Дождей известное произведение самым неожиданным образом превращается в трагикомедию.
Декорации полностью воспроизводят ощущение ночлежки начала XX века, а очень точно подобранные костюмы помогают глубже ощутить характерные особенности каждого персонажа, но главная заслуга в этом, безусловно, принадлежит талантливым актёрам Театра Дождей. Именно их игра способствует эффекту погружения в совершенно особенную атмосферу спектакля. Наиболее яркими и комичными предстают перед нами, как ни парадоксально, герои, которые должны бы по замыслу вызывать наибольшую антипатию. Костылев (Александр Иванов) и Василиса (Элина Аксёнова), владеющие ночлежкой. Пронзительный взгляд в зрительный зал разъярённой Василисы Карповны вызывает одновременно и искренний смех, и желание подчиниться ее самой нелепой указке, чтобы не гневить госпожу. И даже немного странно, что никто из присутствующих в зале не выбежал на сцену судорожно подметать пол. Столь же смешанные, но по-своему приятные ощущения вызывает и хитрый взгляд Михаила Ивановича Костылёва, хромающего и вечно потирающего руки.
А всё вместе это превращается в красочное изображение пороков, свойственных в той или иной мере каждому из действующих лиц, будь то вор, шулер, бывший дворянин, околоточный или актёр.
Ключевым моментом является появление Луки (Иван Кожевников). В постановке «Дождей» Лука - не просто лукавый странник, доводящий слабохарактерного Актёра до самоубийства, а шанс для всех обитателей «дна» попытаться сделать шаг навстречу к лучшему. Однако появление странника происходит также незаметно, как и его уход, именно поэтому его не в чем винить, ведь спасение каждого утопающего дело рук самого утопающего, да и не может он прожить жизни вместо других.
Одной из главных затрагиваемых тем является вопрос веры: «Коли веришь — есть; не веришь — нет...Во что веришь, то и есть...» - говорит Лука. Пожалуй, именно веры не хватает всем этим несчастным. Веры скорее даже не в Бога или в реальность слов Луки, а веры в самих себя.
В Театре Дождей, не смотря на трагичность финала пьесы, артисты выходят на поклоны весело под ритмичную мелодию. В этот момент зрители по-настоящему «выныривают» и появляется надежда, что для каждого возможен счастливый конец, что всё в этом мире возможно, просто нужно чуть больше веры и усердия для каждого из нас.
Постановку Натальи Никитиной без преувеличений можно охарактеризовать как полное погружение. Пожалуй, именно в ней особенно остро ощущается весь огромный потенциал этого маленького и уютного театра. Пьеса «На дне» в руках умельцев Театра Дождей превращается в спектакль, который не просто заставляет задуматься над жизнью и заглянуть внутрь себя, но и вдохновляет жить так, чтобы всплывать вновь и вновь, вдыхать глубже воздуха, стараясь никогда не застрять на дне.