Автор: Бариева Лилия
Не молись за меня, мне не помогает
Отставной офицер Яковлев стреляется на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников - российский дуэльный кодекс позволял замену дуэлянта. Яковлев стреляется за деньги, однако единственное, что для него по-настоящему важно – его собственная честь. Прошлое его драматично. Он был публично унижен, ему грозила позорная смерть, но Яковлев смог выжить. После долгих лет ссылки и скитаний он возвращается в Санкт-Петербург, ведомый единственной целью – отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь.
Премьера «Дуэлянта» состоялась на кинофестивале в Торонто, а до российских кинотеатров дойдет только 29 сентября. Немного обидно, что соотечественники смогут увидеть картину позже, но, учитывая успех фильма на столь престижном кинофестивале, поможет зрителям не относиться к картине предвзято. Сейчас очень модно не любить русский кинематограф, обвинять в нелепых плагиатах (чаще всего оправданно, но не суть), ностальгировать по фильмам прошлого века и принимать в штыки любую нашу киноновинку. Искренне надеюсь, что с «Дуэлянтом» будет иначе, потому что он определенно заслужил признание.
«Яковлев – дьявол, пуля его не берет»
Во-первых, эта история действительно уникальна. Алексей Мизгирёв (сценарист и режиссер), заложил основу для сюжета, случайно полистав дуэльный кодекс. По словам Алексея, он вовсе не собирался воссоздавать точные исторические моменты, использовать прототипы знаменитых личностей или даже следовать по всем правилам кодекса. Но о чем он точно позаботился, так это об оружии. Он отказался от типичного набора бутафории, и все дуэльные пары приобретены Европе, а затем отремонтированы. Всё оружие, что мы видим на экране, подлинное и родом из XIX века.
«Денег я никогда не искал, только любви»
Во-вторых, продуманы совершенно оригинальные герои. Яковлев (Петр Федоров), лишенный звания дворянина из-за взбалмошности графа Беклимишева (Владимир Машков). Нельзя сказать наверняка, кто из них злодей. Они не простые персонажи и оба хладнокровные убийцы, но с разными намерениями. Для Яковлева главное - честь, а Беклимишев просто развлекается. Его мотивация очень странная, он по уши в долгах, но сексуальная связь с княжной помогает ему оставаться среди богемы и даже управлять полицией. Яковлев преувеличивает свою благородность, виня во всех своих бедах графа, забывая, что сам некогда не смог сдержать и впервые убил человека. Как сказала ему алеутская шаманка: "ты много раз умирал", поэтому он представляется очень сильным героем, которому сопереживаешь, закрывая глаза на его грехи. Отдельными персонажами тут выступают Петербург и оружие, без них этот фильм не состоялся бы. Только город на Неве смог создать нужную атмосферу, благодаря своей мрачности, которую усилили, использовав образ города после наводнения. А поскольку присутствует намек на мистику, никакой иной город кроме Петербурга, не позволил бы зрителю так остро ощутить мистику происходящего. Как говорилось выше, оружие в картине самое настоящее, им уже пользовались на реальных дуэлях. И может оно создавало нужно ощущение актерам, а может сыграло само, в любом случае, револьверы максимально сгущали драматические мотивы.
«Сумасшедший, но дворянин»
В-третьих, режиссер мастерски синтезировал исторически благородную составляющую дуэли со свежим взглядом. Это фильм о том времени, когда честь была важнее жизни. И главный герой, лишившийся возможности заявлять о своей чести, придал особое значение дуэли – испытание себя. При просмотре «Дуэлянта» нет ощущения, что для персонажей этот метод разрешения спора действительно помогает отстоять честь. Князь Басаргин (Юрий Колокольников), использовал дуэль чтобы убить своего должника, князь Тучков (Павел Табаков), пошел на это дело только потому что ему бросили вызов, а отказаться вроде как нельзя. Беклемишев говорит что любит дуэли, но сам в них не участвует, предпочитая использовать наемника, даже не зная что им является его враг – Яковлев, ранее заявлявший что дуэли не любит. Яковлев в этом участвует ради денег, а затем, чтобы подобраться ближе к своему врагу. Он четко показывает свою суть – достичь цель или умереть. Поэтому он спокойно стреляет в себя в любой момент – он уверен что не умрет или не боится смерти. Это остается открытым вопросом и по словам, сыгравшего его, Фёдорова, зритель должен сам решить.
«Кто желает сомневаться во мне, господа?»
Есть моменты, которые вызывают вопросы и совсем не философской направленности. Был ли в итоге материал настолько огромен, что пришлось беспощадно его сокращать или ощущение «рваности» повествования задумано режиссером? Зачем было снимать столь нелепую сексуальную сцену в карете, лишившую добрую долю ощущения присутствия в том века? И, наконец, когда была кульминация? Весьма затянутая завязка, а затем не впечатляющая (для приключенческого триллера) развязка. В финале показано только душевное исцеление главного героя, как положено драме. Но фильм претендовал на жанровое разнообразие и доказывал это, приплетя даже толику мелодрамы.
Тем не менее, это запоминающийся вклад в наш кинематограф. Почти два часа пролетают незаметно, словно пролистываешь небольшой роман. По своей атмосфере, он запросто мог бы сойти за экранизацию классики эпохи романтического реализма. «Дуэлянт» приносит поистине эстетическое удовольствие, завораживает сюжетными перипетиями от и до, а аутентичный Петербург обволакивает своей магической серостью.