Кровавая резня на Хэллоуин
Фанатам ужасов имя Роба Зомби хорошо знакомо (а если не знакомо, то хватит называть себя фанатом, просто посмотрев «Пилу»). Это крайне самобытный и интересный постановщик, работающий в жанре, где быть оригинальным крайне тяжело. Его первые фильмы «Дом 1000 трупов» и «Изгнанные дьяволом» были абсолютно несерьезными и бессмысленными, но задор режиссера и его изощрённая жестокость превратили дилогию о семейке Фаерфлай в культовое кино.
Но потом что-то пошло не так. Роб присоединился к некогда популярной франшизе «Хэллоуин». Сняв две невнятные части, и окончательно похоронив Майкла Майерса для больших экранов, Зомби вновь вернулся к оригинальным проектам. В 2012 он выпустил «Повелителей Салема», ходит легенда, что люди, посмотревшие этот фильм, до сих пор спрашивают: «Господи, что это было?». И вот режиссер вернулся к истокам. Его новое творение обещало быть таким же, как и история о садистах Фаерфлай.
«31: праздник смерти» рассказывает о труппе циркачей, которых похищают для особого развлечения богатых зрителей: игры, правила в которой – это прожить 12 часов в лабиринте с кровожадными маньяками.
Описание интригует, постановщику есть, где развернуться, нужно просто проявить фантазию, а с ней у Роба всё в порядке. Тем более, сам Зомби называет это кино самым безумным за всю свою карьеру. Вам уже хочется купить билеты? Не спешите.
Либо у режиссера сломался датчик безумия, либо он отлично врет для рекламных буклетов. «31» фильм крайне беззубый и, к сожалению, унылый. Досмотреть его до конца тяжело, желание выйти из кинотеатра появляется на минуте сороковой. Минусов в картине настолько много, что сложно понять, какой из них самый большой.
Начнем, пожалуй, с диалогов. Кажется, съемочная группа пыталась вызвать дух Зигмунда Фрейда, иначе я не знаю, как объяснить такое количество разговоров о сексе. В каждой реплике каждого героя упоминается названия половых органов, первая древнейшая профессия или описание поз. Хочется спросить, Роб, у тебя с этим проблемы?
Секс в этом фильме напрямую связан с убийствами. И о них сказать ничего хорошего нельзя. Никаких интересных пыток, никакого задора, бутафорской крови много, но всё самое интересное остается за кадром.
Кстати, о кадре. Наверное, именно картинкой зрителей и собирались пугать. Ужасные крупные планы, которые подходят только хорошим актерам, а не Шери Мун Зомби. Нет, смотреть на неё приятно, благо женщина она красивая, но её попытки играть вызывают только смех. Трясущаяся камера в боевых сценах раздражает, а световые решения могут вызвать эпилептический припадок и у здорового человека.
Возможно, харизматичные маньяки спасают ситуацию? Карлик-нацист, мужик в балетной пачке, неудачная косплеерша Харли Квинн и бывший клоун заставляют вашу кровь застывать в жилах? Наверное, сейчас я оскорблю чувства Тириона Ланнистера, трансвеститов и всех поклонников «Отряда самоубийц», но эти образы не вселяют ужас, они смешат, а «31» - не комедия.
Циркачи, поневоле ставшие жертвами в этой игре, сначала вызывают сочувствие. Если закрыть глаза на неубедительную актерскую игру, то персонажам захочется сопереживать. Они поддерживают друг друга и борются за свою жизнь, но затем, почти в самом финале, совершают ошибку, из-за которой их перестаешь воспринимать, как взрослых людей.
В этой бочке дегтя можно выделить ложку меда – декорации. Лабиринт сделан действительно жутко, он отлично создает атмосферу, и крайне печально, что показывали его мало.
Кто ищет, тот всегда найдет, истинным фанатам Роба Зомби могут попасться на глаза несколько хвалебных отзывов, к примеру, от сайта «Dread central», на котором сказано, что «31» самый беспощадный фильм со времен «Пилы». Такое сравнение удивляет. Франшиза про Конструктора действительно является сильнейшим образчиком жанра (первые две части точно), а вот история, где полуголая блондинка с помощью биты, побеждает опытного убийцу с бензопилой, кажется беспощадной, только если представить, что вместо маньяка логика и ваш здравый смысл. И даже авторы хвалебных рецензий признали: кино далеко не шедевр, однако они видят в нем сильные места. Правда, какие? Ведь здесь даже распиливание человека пополам выглядит уныло. Есть лишь одна сцена, которая вызывает хотя какие-то эмоции, кроме скуки. Не думала, что когда-нибудь скажу это, но спасибо за каннибализм. Желание сбегать в туалет лучше, чем желание заснуть прямо в кинозале.
Другие критики заявляют, что это «веселый фильм ужасов». Конечно, в картине присутствуют шутки, но смеяться над ними можно только из жалости, словно наблюдаешь за неуверенным в себе комиком, который впервые вышел на сцену.
На самом деле, действительно интересно, почему «31» хотели присудить рейтинг NC-17 (детям до 18 лет просмотр запрещен). Подростков не испугаешь кетчупом, ну, только если их мама запрещает им смотреть нормальные ужасы и они ниже того самого карлика-нациста. В начале статьи было сказано, что в жанре слэшер удивлять тяжело, после «Я плюю на ваши могилы» уровень жестокости в таком кино поднялся на несколько уровней, поэтому, когда на экране показывают только испуганные лица в красной краске, это далеко не «ультра-жесткий хоррор», как пишут на одном из американских сайтов. Ребят, ведь в вашей стране «Кошмар на улице Вязов» снимали, вы серьезно хвалите это?
После просмотра ленты становится обидно, ведь у режиссера было множество возможностей сделать из этого фантика конфетку. В сценарии несколько раз появлялись намеки на неожиданный и интересный твист, но все зачатки оригинальности уничтожались в зародыше. Нужно было проявить немного выдумки и таланта, добавить чуть больше черного юмора, смысла, хорошей музыки, которой очень не хватало во многие моменты, и фильм заиграл бы новыми красками. Вновь хочется задать вопрос, Роб, у тебя с этим проблемы?
PS: Российские локализаторы, а почему вы остановились на «Празднике смерти», почему не пошли дальше? К примеру, «Борьба за выживание», «Кровавая резня на Хэллоуин», «Добрые люди убегают от сумасшедших с ножами», в общем, если в следующий раз захотите отразить синопсис картины в названии – обращайтесь, помогу.
Автор: Анастасия Юрина