«Сказка о самоубийстве»
В январе свет увидела книга со специфическим названием: «Сказка о самоубийстве» автора Александра Полярного, ещё недавно никому не известного, но быстро собравшего вокруг себя ажиотаж. Начальный тираж был запланирован всего в 500 экземпляров, но, после активного распространения рекламы проекта в интернете, он стал предметом разговора не только людей, интересующихся книжными новинками, но и случайных «очевидцев», и количество отпечатанных книг превысило ожидания в несколько раз.
Прежде всего, отметим объём книги: бумажный экземпляр представляет собой 40 листов очень крупным шрифтом, а электронный вариант и вовсе не превышает 19 страниц. Это всегда сложная задача: не растягивая сюжет на несколько томов, донести до читателя главную мысль произведения, вызвать у него какие-либо эмоции и оставить впечатление от прочитанного. С книгой Александра Полярного хочется ознакомиться хотя бы для того, чтобы узнать, как автор справился с этой задачей. Ко всему прочему, высокопарные цитаты, вырванные из контекста этого рассказа, уже давно «гуляют» по просторам интернета и занимают почётные места во всех группах социальных сетей, что только усиливает интерес к данному творению.
Переходя, непосредственно, к оценке содержания, хочется сказать, что сюжет вряд ли сможет удивить Вас, если это не первая прочитанная книга в Вашей жизни. Центральная фигура – мальчик по имени Сойер, вокруг которого постепенно вырисовывается картина происходящего. И это действительно так: на протяжении всего произведения читателя не покидает ощущение того, что не главный герой вкраплен в окружающие его обстоятельства, а все действия разворачиваются для определённых изменений в его внутреннем мире. Возвращаясь к сюжету: он прост, примитивен, и всецело направлен на то, чтобы вызвать у читателя жалость и чувство глубокой грусти. Слезоточивость текста настолько заметна, что писатель пытается отвлечь наше внимание различными лирическими отступлениями, авторскими заметками и прочими приёмами, чтобы не возникало ощущения, будто кто-то пытается «достать крючком» слезинки из глаза. Всё содержание построено на этом: нарочито использованный стиль рассказа «маленького мальчика» (и это не относится к возрасту главного героя, который, к слову, вырастает уже на первых страницах) будто заставляет нас умиляться и сопереживать, восхищаться неподдельностью чувств и искренностью всего и вся, приходить в восторг от изобилия «тёплых шарфов» и «бананового капучино» и прочих, якобы невероятно трогательных деталей. Вот только умиляться совсем не хочется. Детали преподнесены нам навязчиво и не вызывают ничего, кроме чувства раздражения, превращая нежную, на первый взгляд, картину в неумелый, неоправданный литературный пафос.
Отдельного внимания заслуживают те самые отрывки, которые так полюбились читателям ещё до выхода книги в свет: во время чтения рассказа складывается ощущение, что они были написаны первыми, а сюжет, главные герои и действие образовались вокруг них второстепенно. Безусловно, эвфуистические фразы должны присутствовать в любом художественном произведении, но они должны подчёркивать психологизм автора, а не служить для создания его видимости. В данном же случае, на фоне остального примитивного текста такие витиеватости выглядят неестественно и вызывают лишь недоумение.
Тем не менее, в непритворность автора всё же хочется верить. Кажется, что Александр Полярный действительно писал эту книгу «от души», и идея была хорошая, но исполнение оставило желать лучшего. В любом случае, то, что он сделал, не является чем-то плохим: мы видим перед собой грустную историю, рассказанную наспех, во многом неправильно и неуместно, но зато искренне. Весь неумелый пафос явился скорее не целью, а средством, побочным эффектом, вызванным то ли образом мышления автора, то ли его представлениями о красивых и одновременно трагичных историях в литературе, то ли личными предпочтениями. Возможно, это было сделано и для привлечения внимания в том числе, ведь активная рекламная компания проекта длилась не один месяц.
В конечном итоге, хочется сказать, что данная статья всё же написана с точки зрения искушённого читателя, которому полюбился в своё время глубокий психологизм Достоевского, сложная система образов Толстого, употребительные средства выразительности Гоголя и так далее. Если Вам по душе лёгкие рассказы, или Вам нужно скоротать время за чтением «разовой» книги: это произведение вполне может быть достойно Вашего внимания. В конце концов, автор сам пишет нам: «прочитай. забудь. и живи, как раньше жил». Пожалуй, так и стоит сделать.
Автор: Анита Миами