Последний из Могикан
"Пока не иссякла жизнь - не исчезла надежда"
Книги американского писателя Джеймса Фенимора Купера прочно заняли заслуженное почетное место в жанре приключенческой литературы. В большой массе сложных психологических романов с их запутанной композицией и тяжеловесностью он сохраняет свою популярность простыми и занимательными историями, над которыми можно посидеть вечером после изнурительной работы и морально отдохнуть, насладившись интересными сюжетами и увлекательным повествованием.
Назвать Купера отцом приключенческого романа мы все же побоимся, ведь эта роль принадлежит французу Жюль Верну, но сказать, что на другом континенте загорелась еще одна звезда, вполне правомерно. И ведь самое удивительное: если бы не сила характера и, наверное, капля тщеславия Джеймса Фенимора, то никто бы так и не увидел цикла историй о похождении Натаниэля Бампо (в его состав входит роман "Последний из Могикан"). Поначалу Купер вообще не подавал надежды как писатель: он даже не смог окончить университет (его выгнали за "вызывающее поведение и склонность к опасным шуткам", вследствие чего ему пришлось уйти работать на флот). Сложно представить, что всемирно известный романист, книги которого неимоверно популярны как в его родной стране, так и далеко за её пределами, рос хулиганом и повесой, даже не думая связывать свою жизнь с литературой. Всему виной случай, как упомянуто почти во всех источниках, описывающих биографию писателя. Однажды любящий и заботливый сын читал своей матери свежий английский роман. После первых же глав Купер бросил это дело, сказав, что книга никчемная, и он спокойно написал бы лучше. Мама, прекрасно знающая способности сына в эпистолярном жанре, только посмеялась над ним, но отец, не смущенный плохими успехами в учебе и до сих пор верящий в талант сына, посоветовал ему написать что-нибудь самому, и это, наверное, лучший отцовский совет, данный когда-либо сыну.
Как уже было сказано, самыми знаменитыми книгами автора стали романы из цикла об отважном охотнике Натаниэле Бампо (зверобое, следопыте, соколином глазе, кто как пожелает), а, точнее, пенталогия о Кожаном Чулке. Пять книг, которые можно считать одной большой эпопеей, рассказывающие нам не столько о самом герое, сколько об истории становления Америки. Самым знаменитым произведением писателя из этой серии стала вторая книга под названием "Последний из Могикан", которая захватила сердца читателей по всему миру, а её название стало нарицательным для обозначения последнего представителя рода или группы, некогда успешно процветающих, но потерявших свое былое величие. Таковыми можно назвать Кутузова (о котором Пушкин писал: "Сей остальной из стаи славной екатерининских орлов") и Николая II (последнего правителя царской династии Романовых в России). Но о любителе навешивать на себя ярлыки Есенине, например, ("Я последний поэт деревни") этого уже сказать нельзя, так как продолжателем его традиций в какой-то степени стал Рубцов. Да и в кругу знакомств каждого из нас найдется тот, кого можно окрестить таким гордым, но печальным званием. Фразеологизм «последний из могикан» часто используется в повседневной жизни, не давая забыть о храбрости и чести отважного воина, принадлежавшего к великому племени могикан, Чингачгуке, который со страниц Куперовских книг преподает юным мальчикам уроки мужественности и стойкости.
[caption id="attachment_105792" align="alignnone" width="720"] Кадр из фильма Майкла Манна "Последний из могикан" 1992 г.[/caption]
Сюжет книги нелегко описать в двух словах. Да этого, пожалуй, и не надо. Узнав его полностью, вы потеряете возможность испытать кучу эмоций, которые обязательно возникнут по ходу чтения. Хватит и пары предложений, чтобы понять, понравится ли такая история, или лучше даже не тратить время на книгу. Хотя, кажется, выбор очевиден... Итак, майору Дункану Хэйворду было приказано сопроводить дочерей своего начальника, полковника Мунро, к нему в крепость Уильям-Генри. В сопровождающие они выбирают гурона Магуа по прозвищу "Хитрая Лисица", но тот предает их, оставляя плохо ориентирующегося на незнакомой местности майора с беззащитными девушками. К счастью, по дороге им повстречался тот самый Натти Бампо (или, по иному, Соколиный Глаз), индеец Чингачгук (Великий Змей) и его сын Ункас (Быстроногий Олень). Они обещают проводить путников до крепости, и, в общем, успешно с этим справляются. Вот такая история, казалось бы. Но, конечно же, мы утаили множество происшествий и трудностей, с которыми путешественники столкнулись по ходу своей дороги. В изображении перипетий и приключений и есть талант автора: на протяжении всего хода действий не сбавлять градус повествования, иногда понижая его на чуть-чуть, чтобы дать своим героям отдохнуть перед новым, еще более серьезным испытанием. К концу книги читатель понимает, какой яркий контраст образуют в себе спокойная, ничего не предвещающая, завязка и бурный, насыщенный финал, и почему Джеймс Фенимор Купер так славится своими приключенческими романами.
[caption id="attachment_105793" align="alignnone" width="550"] Кадр из фильма Майкла Манна "Последний из могикан" 1992 г.[/caption]
Герои у американского писателя не наделены глубоким психологизмом и способностями к рефлексии, их характеры поверхностны и, пожалуй, в чем-то утопичны. Почти каждый из них изображен доблестным и самоотверженным человеком без каких-либо ярких отрицательных сторон. Все они статичны, со своим личным базовым набором характеристик, которые не развиваются по ходу развития истории. С изображением внутреннего мира своих героев Купер, как говорится, «не заморачивался», а, может, не ставил себе такой цели. Некая «поверхностность» характеров обусловлена жанром, но для кого-то все же может показаться минусом. На первый план в повествовании выходит образ "благородного дикаря", олицетворением которого является, скорее, Ункас, а не Соколиный Глаз или Чингачгук (носящий звание "последнего из могикан"). В этом образе сочетаются разные качества, но его типичность еще со времен Просвещения не сильно меняется от романа к роману. Естественный человек, который в жизни не читал книжек, ибо был воспитан природой, грубоватый, бескомпромиссный, но стремящийся к высоким идеалам: благородству, чести, мужеству, верности. На его примере демонстрируется контраст между природой и городом, погрязшим в разврате и пороках, где люди меняют почти все свои положительные качества на манеры высшего света. Природа натуральна и проста, именно она может подсказать человеку, как правильно жить, поэтому единение с ней очень важно, по мнению многих авторов, в том числе, и Джеймса Купера. Однако это не тот смысл, который вкладывали в природу многие европейские романтики того времени. Здесь она не отражение души героя, а полноправный герой.
[caption id="attachment_105796" align="alignnone" width="720"] Кадр из фильма Майкла Манна "Последний из могикан" 1992 г.[/caption]
Конец оказался не тот, которого мы, например, ожидали. Это не заезженный хэппи энд, которого все ждут, открывая очередной приключенческий роман. Слово "последний" ничего хорошего не предвещает. Последнее - это когда что-то заканчивается, безвозвратно уходит, и в книге мотив смерти ощущается по-настоящему остро. Не хочется открывать финал, ведь чувство, когда ты проходишь вместе с героями весь их долгий путь, волнуешься, переживаешь, радуешься их успехам и сочувствуешь поражениям - это незабываемые ощущения, которых нам не хочется Вас лишать. Окунитесь сами в экзотический мир дикой, непокоренной Америки, прочувствуйте атмосферу Куперовского повествования, узнайте Алису, Кору, Ункаса, Дункана, Соколиного Глаза, Чингачгука и приготовьтесь к неожиданным поворотам. Приятного чтения!
Автор: Никита Мигулин