Автор: Мария Шумская
Ко( с )мический абсурд Доминика Моля
13 июля в России состоялась премьера французской комедии «Новости с планеты Марс» режиссера Доминика Моля, известного по картине «Гарри – друг, который желает вам добра» (2000 г.). Новая работа хоть и принципиально отличается по жанру и стилю (до этого Моль проявлял свое мастерство, преимущественно, в драме), несет в себе тот же посыл, что и номинант «Сезара» - изменить свою, казалось бы, загубленную жизнь никогда не поздно.
Главный герой Филипп Марс (Франсуа Дамиенс) в агрессивной городской среде, скорее, антигерой. Окружение уже давно заклеймило его неудачником, но не брутальным маргиналом или циничным лентяем, а просто «тряпкой». Даже родная дочь спокойно и безбоязненно, при свидетелях, бросает ему в лицо «лузер». А что Филипп? Вяло пытается возразить и убегает в свою выдуманную реальность, где он – парящий космонавт в безвоздушном (безлюдном и беспроблемном) пространстве. Каждую ночь ему снится свободный полет вне земного шара, но с утра он просыпается в тесной квартирке, идет на нелюбимую работу к хамоватому начальнику, который спихивает все больше и больше работы. Бывшая жена таким же манером вручает ему детей (которые только упрекают отца), сестра – визгливую собачонку и так далее. Ведь ему уже 49 лет, а ничего действительно стоящего он так и не сделал. Может, дочь права?
Но внезапно на Филиппа сваливается еще одна беда: коллега, который помутился в рассудке, едва не лишил Марса жизни, а после сбежал из сумасшедшего дома и попросил убежища. Сперва герой пускает его «на пару дней», потом к Джерому приезжает душевнобольная подружка, и в доме надолго водружается хаос. Психическое состояние 49-летнего айтишника уже на грани: в его программу это не вписывается, и сколько бы он не ковырялся в коде, не пытался подлатать по-старинке, его спасет только переустановка ценностей. Трагическая комедия Филиппа в том, что, несмотря на свою респектабельность и благополучность, он беспомощен перед реалиями, которые просто пытается не заметить, но не изменить. Экстремальные обстоятельства ставят его в тупик, но в результате внутреннего перелома он понимает: они абсурдны не более, чем окружающая действительность. Режиссер ненавязчиво, тонко демонстрирует это на протяжении всего действия. По телевизору бывшая жена Филиппа (репортер) рассказывает, что происходит в международной политике: череда разговоров из пустого в порожнее. Диктор анонсирует выход книги «Закат Европы», которая вышла еще в 20 столетии. Его 17-летняя дочь со своим молодым человеком не выходят из комнаты, просиживая ночи напролет за компьютерами. Его 12-летнему сыну одноклассница предлагает анальный секс. Может, с ума сошел не только его коллега? Как ни парадоксально, абсурд характеризует реальность наиболее полно.
Подобно главному герою из фильма «Гарри – друг, который желает вам добра», Джером (сумасшедший коллега), сам того не осознавая, производит эффект лакмусовой бумажки в жизни полусонного ценителя комфорта, демонстрируя реальное положение дел. Он пробуждает былые стремления и мечты, показывает, насколько скучна и обыденна повседневность, если подстраивать ее под чужие рамки и с болью вырывает человека из зоны комфорта. Филипп, как и Мишель из того же «Гарри…», понимает, что живет не так, как хотелось бы, и, самое главное, что это можно и нужно исправить. Джером (Венсан Макен)– своеобразный Вергилий, который выводит Данте из «сумеречного леса», проводя через ад, рай и чистилище.
Какой бы серьезной и глубокомысленной не показалась такая трактовка режиссёрского замысла, на легкости и «смотрибельности» фильма она не отразилась. Нельзя назвать «Новости с планеты Марс» чисто комедией, там не так много шуток и кривляний, как принято во многих современных кинокартинах такого жанра. Хотя то, что было, никого в импровизированном зале (премьера состоялась в кинотеатре «Пионер» в Сокольниках) не оставило равнодушным. Нельзя сказать и то, что картина «для семейного просмотра», так как тема секса муссируется на протяжении всего фильма. Наверное, из-за режиссерского видения проблемы отцов и детей весьма соблазнительно показать «Новости…» нерадивым подросткам, так сказать, в назидание, но урок предназначен, скорее, не добрым молодцам, а людям постарше. Ведь если опыт не привел к желаемому результату, остается тяжелая артиллерия: рефлексия, которую пробуждает искусство.