Эрте – гений ар-деко: возвращение в Петербург

Необычная выставка - выставка эскизов Эрте, гения арт-деко, мастера высокой моды открылась в конце июня в Государственном Эрмитаже и продлится до 18 сентября. Выставка организована Эрмитажем совместно с Grosvenor Gallery, Лондон, при поддержке Martin Lawrence Gallery, Нью-Йорк. Торжественное открытие выставки состоялось в Рыцарском зале при большом скоплении публики. И если бы не утомительная жара и духота, царящая в по-летнему переполненных эрмитажных залах, мы, несомненно, почувствовали бы особый шик, который придавали предвкушению встречи с шедеврами высокой моды средневековые орудия убийства, поблескивавшие в витринах.  Михаил Борисович Пиотровский поздравил всех присутствовавших с открытием очередной выставки из «залпа выставок Белые ночи», и представил коллекционера и хозяина галереи Grosvenor Gallery Майка Эсторика и ее директора Рэя Пермена, которые предоставили работы Эрте музею, а также куратора выставки Дединкин, заместителя заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Пиотровский выразил благодарность всем, кто сделал эту выставку возможной и сообщил, что к ее открытию успели издать каталог. Отдельно Михаил Борисович поблагодарил британских друзей Эрмитажа, которые выступили инициаторами выставки и сделали многое для того, чтобы она состоялась. «Нам иногда кажется, что всех людей, которые уехали из России, мы знаем, оценили, вернули в свои головы… На самом деле – ничего подобного! Вот сейчас возвращается Эрте – один из величайших художников XX века, художников декораторов. Человек русского происхождения, уехавший мальчиком из Петербурга. И, как и все лучшие художники, он возвращается через Эрмитаж. И возвращается уже не мальчиком, который стеснялся того, что он стал художником, а гением арт-деко и символом того художественного направления, которое мы в России немножко проморгали. Оно у нас не состоялось, но мы можем гордиться, что в этот замечательный большой художественный стиль, есть большой русский петербургский вклад! Он уехал совсем молодым, но он увез с собой петербургский стиль, петербургский дух, дух «Мира искусства» - петербургского художественного направления, которое через Эрте воплотилось в мировое искусство, став некой параллелью Дягилевским «Русским сезонам». Так получилось, что стиль жизни богемы Европы и США в течение долгих лет определял потомок русских аристократов. Псевдоним он взял, чтобы не позорить своей профессией свою семью военных аристократов, адмиралов. Но он не только прославил свою семью, но и привнес дух этого аристократизма в свое искусство. Эрте – изумительный график, связанный с традицией, и при этом творил он в области, которую признали частью искусства лишь в XX веке. Декорации и костюмы для оперы и кабаре, мода и журнальная графика - все это стало считаться искусством в значительной мере благодаря тому, что делал Эрте».- М.Б. Пиотровский.

Текст и фото: Александр Шек

[gallery link="file" columns="3"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения