3 июня на сцене Театра-студии «Кумкуат» был показан спектакль "От Красной Крысы до Зеленой Звезды". Совершенно необычное театральное пространство, уютный чердак с видом на старые крыши.
Артисты играли на одном дыхании. Пьеса Алексея Слаповского, в прошлом учителя-филолога, а сейчас – модного драматурга, оказалась не столько трудна для постановки, сколько убийственно проникновенна по замыслу и восприятию. Убийственна в прямом смысле слова, поскольку в конце в каждой из десяти показанных новелл ломается чья-то жизнь, любовь или надежда.
Отсутствие сцены, минимум декораций сразу соединили актеров и зрителей, превратив последних чуть ли не в главных героев спектакля.
Необычное впечатляющее название вызывает сложные чувства. Название – непростое, но в нем, по-видимому, скрывается подсказка для распознания смысла спектакля. "Крыса — мрачный символ зла и разрушения, воплощение дьявольской хитрости, ловкости, живучести, жадности, прожорливости и неимоверной плодовитости. Ученые подсчитали, что одна только крысиная пара может произвести за год от 10 до 15 тысяч потомков!" Красный цвет - это цвет крови и агрессии. Юноша и девушка, решившие свести счеты с жизнью при помощи раствора крысиного яда, видят в подвале красную крысу. Только в конце их недолгого диалога становятся понятны причины столь трагического поступка. Девушка поступает так, потому что не может жить без юноши, а юноша убивает себя из-за неразделенной любви к другой.
В следующей сцене двое влюбленных не могут рассказать друг другу о своих чувствах, потому что говорят на разных языках. При этом, они доверяют самые сокровенные слова третьему лицу, совершенно не заинтересованному в их отношениях. Так хотелось крикнуть им из зала: «О самом дорогом не говорят! Об этом – только чувствуют, сопереживают и хранят в тайне». Любовь украдена, им суждена расстаться навсегда.
В другой истории Любовь разбивается о прозу жизни. «Нельзя проверить алгеброй гармонию». Нельзя пытаться объяснить причину любви – это убивает ее очень быстро. Двум влюбленным хватило всего нескольких минут, пока ехал лифт, чтобы из самых близких людей превратиться в холодных и очень далеких друг от друга. Как жаль, что так случилось!
История с остановившимся лифтом кажется самой жизненной и захватывающей. Любой женщине было бы страшно оказаться в лифте с грабителем. Правда, этот грабитель оказался ненастоящим. Просто молодой человек захотел познакомиться с понравившейся ему женщиной, а нужных слов не нашел. Не смог он открыть свои чувства, сказать сокровенные слова, зато злая шутка всегда наготове. Напугал до смерти, а мог бы стать хорошим другом.
Так и двигаются герои вверх по лестнице, от подвала к чердаку, от красной крысы к зеленой звезде.
Звезда — образ многозначный. Это символ вечности, света, высоких устремлений, идеалов. В различных традициях считалось, что у каждого человека есть своя звезда, которая рождается и умирает вместе с ним, либо что душа человека приходит со звезды, а затем возвращается на нее. Также она выступает как символ божественного величия.
Вот только звезда должна быть яркой и красивой. Зеленая звезда не сопутствует жизни.
От земного, дьявольского, низкого, агрессивного (символ Крысы) человек пытался подняться к высокому и божественному (символ Звезды). Но не получилось, божественное оказалось недосягаемым. На чердак поднялись те, кто решил покончить счеты с жизнью из высоких соображений. Самоубийство превратилось в ритуал.
Спектакль не дает ответа на вопрос: «Как правильно?». Артисты показали нам десять историй про то, как не надо поступать. Выбор за нами.