27 и 28 апреля в Театре юного зрителя имени А. А. Брянцева была показана премьера спектакля «Носороги» по пьесе французского драматурга-абсурдиста Эжена Ионеско. Авангардистская пьеса «Носороги», как и многие другие произведения Э. Ионеско, тесно связаны с философским направлением «дадаизм», который во Франции сливался с сюрреализмом. Основные принципы «дада» - иррациональность, отрицание канонов, разочарованность и бессистемность. Рационализм и логика объявляются главными врагами человечества, спасение - в иррациональности.
Главного героя пьесы зовут Беранже. Своим веселым, и даже демонстративно протестным поведением, он напоминает известного поэта-философа наполеоновского периода - Пьер-Жана де Беранже́, автора сатирических стихов и песен. В начале пьесы Пьер ссорится с Жаном и собирается в театр на премьеру спектакля, уже идущего с его участием. Рациональный Жан был изгнан и впоследствии стал носорогом. Властным, сильным, побеждающим. Чувственный Пьер, оставшись один среди чужих, обречен на вечные страдания.
Беранже, в исполнении народного артиста России Игоря Шибанова, несмотря на свои порочные и нелицеприятные привычки, оказывается самым «человечным» среди других героев пьесы. В то же время рациональный Жан (которого играет заслуженный артист России Борис Ивушин) и Логик (играет заслуженный артист России Сергей Жукович) не могут противостоять окружению и превращаются в зверей. Беранже – трусливый, упрямый и вечно пьяный. Он не в силах бороться с носорогами, но ему непонятна и отвратительна философия грубой животной силы. Вначале он опасается своего возможного превращения в животное, потом начинает понимать свое принципиальное отличие от окружающих людей и тяжело переживает свое одиночество.
«Я буду бороться», - говорит Беранже и уходит со сцены. Уходит, как последний герой.
Создатели спектакля Николай Рощин и Андрей Калинин использовали авангардный прием «зритель на сцене». Сцена движется по кругу, создается иллюзия «аквариума» - полного погружения в жизнь других людей. Этих людей с большой условностью можно назвать живыми. В начале спектакля мы видим шесть кроватей, накрытых простынями. Возникает вполне определенная ассоциация морга, которую поддерживают дальнейшие действия молодых артистов, изображающих некро-косметологов. Старательный персонал (кстати, азиатского происхождения) прихорашивает, подпитывает, оздоравливает и оживляет пациентов, и они начинают жить… Только немного времени им дается на пребывание в человеческом теле, очень скоро начинается процесс «оносороживания» личности.
«Как не превратиться в носорога?» - думает Беранже в начале спектакля.
«Куда деть свою человеческую сущность неспособную стать животной?» - спрашивает он в конце.
Офисные войны, семейные сцены, нашествие гастарбайтеров, манипуляция сознанием, противостояние гуманизма и бездуховности – все это в завуалированном виде присутствует в спектакле.
Пьеса Эжена Ионеско, в которой гармонично сочетается сатира и трагедия, должна была «увидеть свет» на театральных сценах еще в 80-х годах прошлого века, но выдержала только один предварительный просмотр в БДТ. Сразу после закрытого просмотра, она была исключена из репертуара знаменитого театра, и лишь несколько лет назад спектакль «Носороги» вновь появился в России.
Сейчас сложно сказать, кто из «чиновников от культуры» воспротивился авангардному спектаклю, может быть, они увидели пародию на себя. Остается только сожалеть об их недальновидности – можно запретить спектакль, но нельзя остановить процесс, который уже тогда начинался в нашем обществе. И вот, мы уже не «самая культурная, читающая страна в мире».
Хочется, чтобы питерская молодежь приходила на этот спектакль, несмотря на сложные метафоры, «немодные» образы и несовременного, ослабленного многочисленными пороками «героя нашего времени».