В конце апреля – 23, 25, 26 числа – состоялись премьерные показы спектакля Яны Туминой «Колино сочинение». Это – краудфандинговый проект, который пришел в движение до момента каких-либо материальных гарантий: дата премьеры была определена даже до начала изготовления реквизита.
Яна Тумина известна Петербургскому зрителю в частности по сотрудничеству с АХЕ, преподаванию на курсе Кудашова и реализации «Шекспир-лаборатории» в Большом Театре Кукол. Кукольный театр, визуальный, перфоманс и социальная актуальность – дороги, которые приводят ее спектакли к узнаваемому виду.
Ходы совершены практичным образом: маленький состав авторов, тема на пересечении областей (научной, социальной и художественной), пиар и просвещение путем сбора средств. Команда собиралась на принципах взаимопонимания и идейности. Основой для сюжета стала книга стихотворений мальчика с синдромом дауна - Коли, выпущенная его отцом, когда Коле было еще 6 лет. В таком возрасте сейчас находится сын режиссера Яны Туминой и актера спектакля Александра Балсанова – очевидно, сообщение спектакля имеет личный характер. Своеобразный каминг-аут был необходим их творческому и бытийному тандему, делится в интервью для портала «Благо Твори» Яна. Сейчас Коле 17, и он посетил два спектакля.
Образ ребенка-дауна Коли стал призмой, через которую показан тот же - наш - мир. Не все дети с таким или сопоставимым по уровню дезадаптации диагнозом способны к самовыражению, которое будет доступно к пониманию людям с условно-обычным мировосприятием. Представленная картина реальности состоит из оленей и родителей, снега и пирожков, электричек и запросов к Богу. На этой канве есть существенная одушевленная точка – девочка Варя. Между ней и Колей и происходит главная динамика. Светлое чувство, путешествие раз – на электричке, встреча, путешествие два – на другую планету. Родители тоже косвенно присутствуют в этой вселенной: через пеленки, затрещины, волны принятия и нежности.
Из-за кукольного формата, ответа на обозначенный вопрос, визуальной стилистики создается ощущение, что наблюдаешь мультфильм. Действие перемещается по заднику кинематографическим образом, видео проплывает прямо по телам кукол и актеров. В тематически подходящей степени сентиментальное звуковое сопровождение обозначает пиковые моменты, голос ребенка чист, трогателен.
Среди зрителей – коллеги из муниципальных и частных театров, друзья авторов, дети. Они хлопают и оставляют отзывы. За семью режиссера, группу автором спектакля и поднятие темы можно только порадоваться!
Интервью с Яной Туминой о спектакле Колино сочинение и не только:Интервью с Яной Туминой