В кинотеатре «Англетер» 18 апреля был показан фильм «Высотка» британского режиссера Бена Уитли. На этот раз создатель черной комедии «Раз! Два! Три! Умри!» о романтичной парочке убийц и один из авторов замечательного сериала «Доктор Кто» решил «пошутить» совсем не по-детски. Его новый фильм посвящен многоэтажному зданию, в котором как пчелы в улье живут, страдают, а заодно насилуют и убивают друг друга стоматологи, режиссеры, критики и беременные женщины. Бен Уитли начинает с издевательств над собаками, а затем динамично переходит к групповым оргиям, изнасилованиям и философским рассуждениям на тему того, стоит ли некоторым людям сделать лоботомию сейчас или чуть-чуть попозже.
Вся эта жгучая смесь ненависти, жестокости и грязи приправлена идеей о том, что капитализм – путь тупиковый. Низы восстают против верхов, верхи погрязли в разврате, а потом и низы тоже решают погрязнуть там же. Не спасет даже плакат революционера Че Гевары на стене.
Организатор всего этого безумия – главный архитектор, бог этой антиутопической модели мира. Его роль исполнил великолепный актер, известный по таким фильмам, как «Лолита», «Каллас навсегда», «Ускользающая красота» и многим другим - Джереми Айронс. Его персонаж мечтал создать прекрасный мир, но тщеславие подвело при возведении своеобразной Вавилонской башни. На этот раз люди теряют не только способность общаться и понимать друг друга, но и человеческий облик. Поддавшись инстинктам, они превращаются в животных.
Но главный герой «Высотки» не архитектор, а жилец - одинокий человек, который никак не хочет разобрать коробки с вещами, символизирующие груз прошлого. Он, как и остальные, бежит от чувства вины и своей тени в алкоголь, секс и таблетки снотворного. Этот образ воплотил Том Хиддлстон, также снявшийся в таких фильмах, как «Багровый пик» и «Выживут только любовники».
Отдельно стоит отметить эпизодических персонажей. Самый адекватный герой фильма – мальчик в очках с калейдоскопом, который сторонним наблюдателем ходит по зданию и удивленно, местами даже с интересом, разглядывает окружающих его безумцев. И еще кассирша, мимоходом выучившая французский.
В целом, хочется подытожить следующим: современное искусство давно уже не ставит целью отображение действительности. Художники выражают на холсте, в стихах или фильмах то, что происходит у них внутри. Однажды известная художница и мастер перформанса Марина Абрамович устроила представление, в котором дала зрителям альтернативу – щипать или гладить ее, пока она сидит неподвижно. Чувствуя ее безответность, посетители выставки начали дергать художницу за волосы и всячески причинять ей вред. И только когда она встала и двинулась им навстречу, оказав сопротивление, люди отступили и разошлись.
В «Высотке» ощущение безнаказанности возникает у жителей, когда за первым трупом не приезжает полиция. Бен Уитли создает страшную фантазию о том, что может произойти, если убрать рамки, сдерживающие гейзер накопившейся за годы зависти, ненависти и похоти. Вспоминая его предыдущие работы, в серьезность послания верится с трудом, а вот смеяться здесь уже совсем не хочется. Одни зрители выходят из зала, другие наоборот смотрят с интересом, потому что любопытство оказывается сильнее отвращения. Как бы то ни было, фильм, как и многие произведения современного искусства – спорный. Стоит ли платить миллионы за мазок красной краской на белом холсте, равно как стоит ли смотреть эту картину, каждому придется решать для себя. Важно еще, пожалуй, наличие этих самых миллионов и свободного времени.