Спектакль-концерт «Башлачев. Человек поющий» поставили выпускники Мастерской главного режиссера БТК Руслана Кудашова. Впервые он был сыгран пять лет назад, 17 февраля 2011 года, в день памяти музыканта. С тех пор «Человек поющий» стал одной из визитных карточек театра, а билеты на него раскупаются за несколько месяцев до спектакля. Вновь он был показан 13 марта.
Маленький зал на 40 мест, не больше. На импровизированной сцене – длинный грубый стол с гранеными стаканами в ряд, на закрашенных стеклах окон нацарапаны строчки из песен СашБаша. Актеры находятся от зрителей на расстоянии вытянутой руки, и это вкупе с декорациями и фактическим отсутствием сцены создает иллюзию дружеского квартирного концерта на коммунальной кухне.
Впрочем, это не просто концерт, а полноценное театральное действо, в каждом акте которого молодые актеры перевоплощаются – то в бригаду строителей («Не позволяй душе лениться»), то в кокетливых девиц, жаждущих внимания и любви («Королева бутербродов»), то в самовлюбленных рок-звезд («Влажный блеск»). Оригинально подошли и к аранжировкам: песни Башлачева, которые обычно исполнялись под расстроенную гитару, звучат здесь под аккомпанемент разных инструментов, от концертного фортепьяно до балалаек. В результате свежих и неожиданных трактовок знакомые наизусть песни вдруг начинают играть новыми гранями смыслов.
Ставить спектакли на песни рок-легенд, тем более погибших рок-легенд – занятие рискованное и неблагодарное: всегда найдутся недовольные, возмущенные «покушением на святыню» или «неподобающей» трактовкой (это произошло, например, с еще одним отличным спектаклем про того же Башлачева, поставленным екатеринбургским Центром современной драматургии и снятым в прошлом году с «Золотой Маски», потому что некие персонажи смертельно обиделись, посмотрев двухминутный ролик о постановке). Да и песни Башлачева – сложные, метафоричные, предельно личные и сокровенные – не самый простой материал для театральной постановки. Но создатели спектакля подошли к делу так деликатно, бережно и талантливо, что недовольных нет, а два с половиной часа без антракта пролетают на одном дыхании.