«МУЖСКОЙ ВЫБОР»: АНАТОМИЯ МУЖЧИНЫ

Пермский международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» эхом отозвался в Москве лучшими фильмами программы прошлого года. Среди них российская кинолента «Мужской выбор» о цене и последствиях принятых решений, снятая Еленой Демидовой, воспитанницей мастерской Марины Разбежкиной. Мужской выбор На первый взгляд кажется, что документальный фильм с названием «Мужской выбор» должен быть жестким, суровым кино о «настоящих мужиках» с высокой концентрацией мата, грубости и непричесанной правды. И, наверняка, так оно и было бы - кинокартина, как-никак о газовиках, отрабатывающих вахты на севере страны - если бы этого сюжета не коснулась женская рука. И получилось, что «Мужской выбор» - это кино, проникнутое исключительной женской эмпатией. Режиссер Елена Демидова не впервые берется за выражено маскулинную фабулу (ранее она сняла короткометражку «Леша» - киномонолог «последнего» мужчины сгоревшей деревни в Рязанской области). На этот раз в центре внимания режиссера истории Андрея, Димы и Алекса, рабочих разных возрастов, вкалывающих на газовом месторождении Ямальского полуострова. Всякий раз отправляясь из родного города на многомесячную вахту мужчины делают выбор: в пользу хорошего, стабильного заработка, но против семьи, воспитания детей и домашних забот. Такое вынужденное принесение себя в жертву ради материального благополучия родных. 262313 В реальность, которую препарирует режиссер посредством подвижной ручной камеры, как бы имитирующей любительскую съемку (этому эффекту способствует и монтаж а-ля хоум-видео с обилием намеренно грязных склеек), не вмешивается ничего постороннего, инородного. Грань между универсумом кадра и закадровым пространством стерта. Режиссерский голос безмолвен, будто авторы растворились в происходящем, готовые созерцать и фиксировать действительность. Политика «невмешивания» - сознательный прием Елены Демидовой: «не нужно сбивать героя журналистскими вопросами» - признается сама Елена, опасающаяся получить на выходе банальную картину, похожую на репортаж, и нераскрытый характер героя. Стертая грань между кино и реальностью, автором и героем, вообще является лейтмотивом «Флаэртианы», данью, оммажем Роберту Флаэрти (его имя носит кинофестиваль) - основоположнику такого интимного подхода к созданию кино. «Мужской выбор» - кино именно интимное, лишенное при этом и намека на вуайеризм: мы наблюдаем за кухонными посиделками под гитару, за одинокими буднями беременной жены Андрея, за семейной ссорой, словом, за повседневным бытом. Нас, зрителей, впустили в чужую жизнь, и мы, а вместе с тем и создатели фильма, находясь будто в гостях и не смея потревожить естественный ход существования героев, наблюдаем. Мужской выбор   Елена Демидова В «Мужском выборе» драматургии как таковой нет. Так же как ее не может быть в повседневной рутине. Отсутствие кульминационных пик и катарсических разрядок компенсировано высокой концентрацией на исследовании анатомии решений мужчин-героев, проживающих свою собственную, внутреннюю драматургию и вечно ставящих на чашу весов две нужды: семью и доход, с ясным осознанием того, что первое без второго существовать не может.

Автор: Комогорова Мария

Автор: Комогорова Мария

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения