Главная » Итальянцы в России или из Венеции с любовью
Итальянцы в России или из Венеции с любовью
19.03.2016
Италия необыкновенно красивая страна, известная не только сходством с сапогом на карте, спагетти и сражениями рабов в Колизее, но и бесценным вкладом в мировой кинематограф.
[caption id="attachment_99488" align="alignnone" width="800"] Stitched Panorama[/caption]
Первые фильмы появились практически сразу же после изобретения кино братьями Люмьер. Самую большую известность Италии принесло течение, названное в истории кино неореализмом. Роберто Росселлини и Лукино Висконти отказались от сказки в пользу реальных людей с их настоящими бедами и пороками, а зрителям не оставалось ничего иного как полюбить новое кино, в котором они могли увидеть собственное отражение.
Среди режиссеров, сделавших итальянское кино оригинальным и узнаваемым во всем мире – Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Бернардо Бертолуччи. Не меньше известны и итальянские комедии с такими замечательными и талантливыми актерами как Роберто Бениньи и Адриано Челентано.
Итальянский кинематограф переживал взлеты и падения, но неизменно дарил зрителям новые фильмы, диапазон жанров которых чрезвычайно широк. Неожиданный для горячих итальянцев медленный декаданс соседствовал с политической сатирой, созерцание ускользающей красоты и сентиментальность возвышенных образов в драме ни чем не уступали гротеску и пародии в комедиях. Неудивительно, что один из самых известных фестивалей мира ежегодно проводится в Италии, а именно в Венеции.
Благодаря Генеральному консульству Италии и Итальянскому институту культуры у зрителей Северной Венеции тоже появился шанс посмотреть картины именитого фестиваля. С 4 по 8 марта в Санкт-Петербурге состоялся V фестиваль итальянского кино. Показы проходили ежедневно в киноцентре «Родина» на языке оригинала с субтитрами.
Учитывая долгую историю итальянского кинематографа и высокий уровень Венецианского кинофестиваля, неудивительно, что подбор фильмов оказался очень интересным. Были представлены художественные и документальные ленты разных жанров, затрагивающие актуальные проблемы Италии, как бытовые, так и политические.
Так, на открытии фестиваля был показан фильм Джузеппе Гаудино «За вашу любовь» (другой вариант перевода на русский язык «Ради тебя»). Драма о жизни женщины и о том, как однажды серые, черные и белые тона могут смениться яркими красками. Символичная и оригинальная картина. Исполнительница главной роли – Валерия Голино получила за эту роль на Венецианском фестивале премию лучшей актрисе - Кубок Вольпи, обойдя в финале Жульет Бинош, которая снялась в картине «Ожидание» Пьеро Мессина.
«Ожидание» - полнометражный дебют режиссера по мотивам пьесы Пиранделло «Жизнь, которую я тебе дала». Камерное кино о двух женщинах в ожидании того, кого они любят – сына и одновременно друга, который, кажется, вот-вот вернется на пасху, а может быть, не вернется уже никогда.
Среди других фильмов фестиваля - документальная лента о любимом кафе Хемингуэя “Harry’s bar” Карлотты Черкуэтти, фильм об итальянском люмпен-пролетариате «Не будь жестоким» Клаудио Калигари и псевдодокументальная лента на тему антисемитизма «Овечки в траве» Альберто Кавилья.
Особого внимания заслуживает драма в трех главах «Джунгли Бальоли» (”Bagnoli jungle”) Антонио Копуано. Первая часть «Джиджино» - история о бегущем от жены, детей и себя мужчине. Он, словно вырвавшийся на свободу зверь, бежит по дорогам Неаполя, воруя из машин все, что плохо лежит. Джиджино считает себя поэтом. Он читает стихи об осьминоге в кафе и мечтает пробежать марафон. Вторая часть – история его отца – Антонио. Стареющий мастер рассказывать сказки о Марадоне грезит украинской домработницей, которая покинула отечество и бросила работу инженера-химика ради жизни в Италии. Последняя часть называется «Марко». Марко разносит продукты по домам. Он влюблен в девушку, которая в образе мима стоит среди мусорных баков, символизируя Италию.
Фильм иронией и откровенностью сцен напоминает картины Феллини, а политическим подтекстом «Китаянку» Годара. «Джунгли Баньоли» не показывают Италию раем или сказкой. Наоборот, реалистичность съемок порой достигает дрожания камеры в духе прописанной в манифесте Триера и сотоварищей «Догмы-95», а персонажи в прямом смысле кричат о своей нищете, безработице, отсутствии элементарных жизненных удобств в надежде, что, может, хоть перед выборами их кто-нибудь услышит. Досталось от режиссера Антонио Копуано не только украинским домработницам, итальянским пенсионерам и депутатам, но и художникам. Зеленого Дональда Дака вынесут на помойку вслед за идеей современного искусства, а настоящая красота будет обнаружена где-то на стене среди десятков лиц разных людей.
Заброшенный завод на пустыре – символ несбывшихся надежд на светлое будущее, которое ждали не только в Советском Союзе. Фильм местами кажется попыткой поиска выхода в интернационализме, серпе и молоте на стене или балете Стравинского, который можно танцевать среди тех же мусорных баков.
Совсем другим по атмосфере оказался фильм режиссера Лука Гуаданьино «Большой всплеск». Главную роль в картине исполнила Тильда Суинтон. Ее героиня – рок-звезда, потерявшая голос. Она живет в скрытом от своих поклонников доме с бассейном вместе с любимым человеком. Неожиданно в их жизнь врывается ее бывший любовник, с которым певицу связывает также многолетняя дружба и совместное творчество. Он приезжает не один, а с взрослой дочерью, о которой узнал совсем недавно. Под жарким солнцем Италии кипят нешуточные страсти.
Тильда Суинтон также великолепна и несколько запредельна как в «Выживут только любовники» или «Константине», но чувствуется, что ее игра стала глубже, а образ многограннее. Не уступает ей и партнер по фильму Рэйф Файнс известный по таким шедеврам мирового кинематографа, как «Английский пациент» или «Список Шиндлера». И наконец, Маттиас Шонартс, доказавший, что у него отлично получаются любящие мужчины еще в фильме «Ржавчина и кость», опять же очень искренне сыграл влюбленного героя, которого даже Дакоте Джонсон вряд ли удастся соблазнить.
Кроме отличных актерских работ, можно отметить операторскую работу, благодаря которой фильм получился не просто красивым, а по-итальянски солнечным. Несколько не хватило рок-музыки, учитывая, что сюжет построен вокруг рок-звезды, но надо отметить, что та, которая вошла в фильм, отлично способствовала созданию общего настроения. В том, что касается поднятых тем: кроме любовного треугольника, герои обсудили и смысл жизни, и суть свободы, и даже иммигрантов. В целом, картина получилась очень солнечная, живая, динамичная и откровенная.
Последним фильмом, завершившим фестиваль, стал «Путешествие» («Банат») режиссера Адриано Валерио. Медитативная, медленная картина, в которой режиссер очень долго, тщательно и пристально рассматривает своих персонажей, деревья, фонари, море и все вокруг.
Молодой человек Иво живет в румынской деревне, где помогает спасать ферму от банкротства. Он, по сути, сбежал сюда. Ему постоянно задают вопросы: зачем он это делает и почему приехал, но он только улыбается. К нему приезжает беременная от другого девушка. Она остается, но сразу предупреждает, что ее жизненный сценарий – бежать, как можно дальше, как только что-то ее напугает.
Режиссер словно поймал их в том моменте, когда они еще не успели сбежать друг от друга, и как будто подглядывает за несколькими днями их жизни. Там же к их паре прибился и еще один такой же потерянный человек, который просто присутствует рядом, изредка произнося какие-то реплики. Вместе они смотрят немое кино на стене под вводящие в транс ритмы или поют и танцуют. Весь фильм не покидает ощущение мимолетности происходящего. Также явно подчеркнут контраст между человеком и огромным пространством, будь то море или равнина. Это пространство пугает и завораживает. Режиссер замедлил время, заставив даже своих героев – итальянцев перестать жестикулировать и начать делать китайскую гимнастику цигун.
Фильмы, представленные на фестивале, показали, что современный итальянский кинематограф не так уж сильно и отличается от классического, по крайней мере, в том, что касается высокого уровня. Часто можно встретить ссылки на старые фильмы или прямые цитаты. Кроме того, поднятые режиссерами темы: от вечного любовного треугольника до актуальной в наши дни иммиграции, экономического кризиса или выбора политического устройства - умело приправлены иронией, красиво сервированы замечательной операторской работой и поданы с великолепным музыкальным сопровождением.