31 марта в отечественном кинопрокате выходит французско-американская документальная кинокартина Кента Джонса «Хичкок/Трюффо», посвященная детальному изучению работ Альфреда Хичкока, в поисках ответа на вопрос: художник ли он?Попытка обратится к творчеству легендарного режиссера уже была предпринята шестью годами ранее. Вышедший на экраны в 2012 году документальный голливудский фильм «Хичкок» призван был исследовать историю создания хичкоковского «Психо», а в результате погряз в интимных подробностях жизни режиссера, гиперболизируя его пищевую аддикцию и делая образ «мастера саспенса» нарочито карикатурным. Кент Джонс в каком-то смысле реабилитирует облик голливудского режиссера. Взяв за основу серию интервью Франсуа Трюффо с Альфредом Хичкоком, Джонс преследует ту же цель, что и его коллега из 20 века, молодой представитель французской «новой волны». Трюффо видел в Хичкоке не руководителя конвейера, который штампует один за другим фильмы-пустышки, а автора, чье перо - кинокамера. Кент Джонс, соглашаясь с Трюффо, привлекает к рассуждению о творчестве «маэстро страха» своих современников: Мартина Скорсезе, Дэвида Финчера, Уэса Андерсона, Киеси Куросаву. Так что в кинокартине собралась целая стая киноманов, под влиянием которых избежать ностальгической ноты по ушедшему кинематографу времен его расцвета не удастся, да и не нужно. Эпизоды из «400 ударов», афиша «Красавчика Сержа», плакат «На последнем дыхании» и многочисленные отрывки из «Психо», «Птиц», «Веревки» рождают стилистическую выдержанность фильма и делают его абсолютно синефильским.Под звучание чеканного английского Альфреда Хичкока происходит скрупулезный анализ его работ, буквальное разложение по полочкам характерных «хичкоковских» кинематографических признаков: логика сновидений, доминирующая роль пространства, примат взгляда над словом. О шаржированном образе режиссера с тремя подбородками из голливудского «Хичкока» не может быть и речи. Хичкок по Джонсу, а значит и по Трюффо, человек, за остроумным английским юмором которого скрывается серьезность, искренность и способность к самокритике. «Кинематограф по Хичкоку», написанный Франсуа Трюффо в 1962 году (хотя он, конечно, отрицал единоличное авторство, признавая огромную роль проделанной Хичкоком работы) решил вопрос о недооцененности творчества голливудского режиссера и позволил взглянуть на его кино радикально новым взглядом. «Хичкок/Трюффо» во многом повторяет траекторию пути книги Трюффо с одним только ключевым нюансом: он снят с позиции унаследовавших его традиции современных режиссеров, а это ли не лучшее доказательство того, что Хичкок был не рядовым голливудским кинорежиссером, а Автором?