Что такое революционеры?

«Что такое революционеры? Это люди, которые ненавидят существующий порядок вещей, находят его дурным и имеют в виду основы для будущего порядка вещей, который будет лучше» − пишет в 1881 году Л.Н Толстой только вступившему на трон после смерти отца Александру lll. С прочтения этого письма начинается спектакль TeartoDiKapua «Жизнь за царя». История российского государства помнит много народных волнений, в этом спектакле зрители увидят забытых сегодня, но определивших когда-то ход истории участников революционной организации «Народная воля». zzz_2 Зрители собираются не на театральной площадке, а в старой квартире. В те времена Петербург изобиловал конспиративными квартирами, где группы революционеров встречались, печатали фотоснимки, листовки и делали подрывные устройства. 27 февраля 2016 года такой «явочной квартирой» стала редакция журнала «Звезда» на Моховой, 20. Когда пришедшие заполнили небольшое парадное и лестницу, внизу раздался голос актера Андрея Жукова. Он прочел отрывок из дневников Ф.М. Достоевского и письма Л.Н. Толстого сначала к Александру lll, где «как человек человеку» писатель обращается к правителю с просьбой даровать «христианское прощение» убийцам отца его Александра ll, а потом к Николаю ll, где спустя 20 лет он обращается к царю, «как к брату» с просьбой вникнуть в нужды и желания народа и посвятить свою жизнь исполнению их. Мало кто вспомнит имена рядовых людей, творивших революцию. Их фамилии хранят разве что петербургские улицы. Но нет, пожалуй, человека, которому были бы неизвестны события, последовавшие за обоими письмами – участники партии «Народная воля», повинные в убийстве, были казнены, а их соратники подверглись арестам. Николай ll был свергнут революционерами с престола и расстрелян вместе с семьей. Меж тем, закончив чтение, Андрей Жуков проводит зрителей к лестнице и показывает устройство фотографической лаборатории, а затем приглашает подняться наверх, в большую комнату, которую наполняют стулья и кресла всех мастей. Сидеть можно на книжных кипах, столах и на полу. Рассаживаясь в тесноте и полумраке, зрители сами становятся похожи на заговорщиков, которые в десятом часу вечера тайно собрались в явочной квартире. F6zf9I В глубине комнаты за столом под большим оранжевым абажуром четверо – Илона Маркарова, Александр Кошкидько, Павел Михайлов, Игорь Устинович. Их голосами в этот вечер заговорит революция, прозвучат отрывки писем, мемуаров, судебных речей народовольцев – Веры Фигнер, Софьи Перовской, Андрея Желябова, Макара Тетерки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Степана Халтурина, Геси Гельфман и многих других. Z9h1bB Изначально идея принадлежит Илоне Маркаровой. Работа над спектаклем началась с женского образа Веры Фигнер, впечатлившего актрису, и виделась игрой двух персонажей. Но «материал сам диктует правила», по словам Илоны: «Рассказывать о "Народной воле" только через одну её участницу просто нечестно». С помощью консультаций Романа Каменецкого (автора сайта «Народная воля») и историка Льва Лурье, а так же благодаря режиссерскому таланту Джулиано ДиКапуа материал раскрылся. Каждый из актеров играет 6-7 персонажей – суровый рабочий, еврей, цыганский юноша, курсистка произносят, пропевают под аккомпанемент гитары, шепчут, иногда даже кричат каждый свой текст, а зрительный зал превращается то в зал суда, то в тюремных надзирателей, то в партийных соратников. Важно, что зрителя не просят относиться к партийцам каким-либо определенным образом, обвинять или сочувствовать, понимать или отвергать – это личное дело каждого, а вот остаться равнодушным точно невозможно. Спектакль смотрится на одном дыхании, а после, когда выходишь на Моховую, Петербург становится другим – это уже не только не обычная исхоженная вдоль и поперек Кирочная улица, не знакомый мост через канал Грибоедова, не простой дом №83 по Лиговскому проспекту. Петербург на глазах наполняется рассказанными историями. Идешь, а в голове голос Илоны «Когда человек поймет в человеке, что он высокая индивидуальность, что он большая ценность, что он свободен так же, как и другой, тогда только станут обновленными наши взаимоотношения, только тогда совершится последняя светлая духовная революция и навсегда отпадут заржавленные цепи». Удивительно, как почти 100 лет спустя слова могут звучать актуально окружающему миру.

Текст: Катерина Егорова

Фотографии из открытого доступа

Корректор: Алина Трофимцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения