«Какой абсурд!» - воскликнет неподготовленный человек, столкнувшись с произведениями Хармса. «А вот такой абсурд – гениальный!» – ответят ценители писателя и поэта Даниила Ивановича. К таким ценителям, определённо, относится режиссёр Александринского театра Олег Ерёмин, поставивший спектакль «Вон» по мотивам произведений Даниила Хармса. Его премьера состоялась 3 февраля на Малой сцене Александринского театра.
Вообще, переносить сюрреалистичный мир Хармса на театральные подмостки – это своего рода вызов для режиссёра и для актёров. Да и для зрителя, пожалуй. Такие постановки непросто анализировать и сложно пересказывать. Зачастую остаются лишь эмоции и какое-то облако из впечатлений.
Спектакль представляет собой попурри из произведений Даниила Хармса, написанных им для взрослого читателя. На сцене восемь молодых харизматичных актёров: Анастасия Балуева, Александр Взменев, Далер Газибеков, Олег Кравченко, Екатерина Крамаренко, Мария Лопатина, Мария Лысюк и Владислав Ситников. У каждого между ягодицами зажата верёвочка, на другом конце которой висит колокольчик. Все те полтора часа, что идёт спектакль, колокольчик на верёвочке сопровождает каждого из персонажей. Один, сделав неловкое движение, роняет свой звенящий хвост. Другой, видя это, смеётся над растяпой, и гордо вышагивает неуклюжей походкой, демонстрируя своё умение удерживать неустанно звенящую верёвочку. Третий деловито поправляет эту доставляющую неудобство деталь. Каждый, может, и рад бы от неё избавиться, но нельзя: в условиях миниатюрного социума, созданного режиссёром Олегом Ерёминым, этот колокольчик – непременный атрибут. Здесь так принято, и всё тут. Как трактовать этот колокольчик? Что он символизирует? Решайте сами.
Перед глазами зрителей предстают несколько историй-зарисовок. Эпизодов из чьих-то жизней. Что объединяет все эти истории? Трагедия и гротеск циничного времени и человека, лишенного высшей гармонии. На сцене люди – злые, смешные, безумные, слабые, сильные, жалкие, трогательные. Разные.
Вот высокий жилистый парень присматривается к миниатюрной девушке. Вначале он ухаживает за ней – мнёт ей плечи, привлекает внимание юной особы. Потом рассматривает её лицо, придерживая девушку за подбородок. Затем он легонько хлопает её по щекам. И вот уже становится смелее – и девушка получает целый град тумаков. Наигравшись, он оставляет свою полуживую куклу валяться в стороне. И тут в бывшей жертве закипает гнев. И она не только сполна возвращает своему мучителю все тумаки, швыряя его по сцене. Под град ударов попадает всякий, кто волею случая оказался поблизости. Насилие порождает насилие и преумножает его.
А вот Рай до грехопадения, но какой-то странный. Вместо змея искусителя – мастер Леонардо. У Адама, ещё не познавшего стыд, уже есть предмет одежды – картуз, и некое представление о том, чем могут заниматься мужчина и женщина помимо разговоров. А Ева изъясняется в какой-то пошлой простоватой манере, говоря о себе, например «я бойкая баба». Да и не только в речах Евы пошлость. Она тут во всём. Пошлость древнее всего в этом мире.
Это лишь два эпизода из целого вороха зарисовок о жизни, полной абсурда. Тут вам и клоунада, и мюзикл, и трагедия отдельно взятого человека, и интерактив со зрителем. Режиссёр-постановщик Олег Ерёмин известен своей любовью смешивать разные жанры и ставить театральные эксперименты. Плюс задействованные в постановке актёры проживают сюрреалистическое бытие своих персонажей так, что очаровываешься каждым из них.
Спектакль идёт на Малой сцене Александринского театра. Название своё она оправдывает в полной мере: пространство действительно очень небольшое, благодаря чему границы между сценой и зрительным залом почти нет. Скучно не будет, будет занимательно – если, конечно, вы любите Хармса и открыты к восприятию нестандартных театральных постановок.