С 6 по 10 февраля в Театре «На Литейном» проходил традиционный ежегодный фестиваль «Пять вечеров», посвященный творчеству русского драматурга и сценариста Александра Моисеевича Володина (Лифшица). «Пять вечеров» – это известная пьеса А. Володина и еще - пять спектаклей на «володинскую» тему – о человеке, «плывущем против течения».
Милый старый Театр «На Литейном». Он притаился во дворе, за огромной лужей в воротах арки. Перешагнув через «водную границу», мы оказываемся в другом времени - в советском Ленинграде 70-х годов. В фойе слышен громкий, хамоватый голос «буфетчицы Клавы», бойко торгующей березовым соком, бутербродами и водкой. Если «хороший человек», то водочку в граненом стакане получит дважды. Стоит все сущие копейки, больше 2-х рублей, при всем желании, не потратите.
Перед началом спектакля заинтригованным зрителям сообщают о том что, как ни странно, Александр Моисеевич не имел мобильного телефона, следовательно, и они обязаны их выключить. Зал – полон, кому не хватает места, садятся прямо на сцену.
7 февраля на Малой сцене Театра «На Литейном» участники фестиваля, артисты Театра-студии «Грань» из Новокуйбышевска показывали лирическую комедию «Таня-Таня». Этот спектакль трудно назвать «володинским», скорее, в нем есть что-то «вампиловское» - так неожиданно раскрываются герои спектакля, что в какой-то миг перестаешь верить в реальность истории их жизни, но в следующий момент понимаешь, что так могло быть, и было на самом деле.
Лирическая комедия Ольги Мухиной поставлена режиссером Денисом Бокурадзе просто, лаконично и современно. Нет никаких декораций, только – занавесы, яблоки и диалоги. Спектакль идет на малой сцене, когда зрители сидят очень близко. Им можно рассказывать только правдивую историю.
Научный сотрудник Охлобыстин имеет дом с садом в районе Бибирево, почти на том месте, где сейчас проходит МКД. Непонятно, чем он занимается днем в своем НИИ, кажется, пишет научную работу про морских ежей, зато по вечерам – он душа компании, свой парень для всех. В доме гостеприимного хозяина постоянно собираются друзья, веселые компании, женщины. Любвеобильный хозяин пытается покорить сердца сразу двух женщин – хозяйственной и, вместе с тем, наивной Зины и холодно- возвышенной, замужней Тани. На вечеринке Охлобыстин знакомит Иванова, мужа Тани с девушкой, которую также зовут Таней. Так надо для достижения цели. Неожиданно в девушку Таню влюбляется молодой человек, Мальчик, сын Ивановых.
Персонажи обмениваются друг с другом короткими репликами, и только ближе концу спектакля можно понять, что происходит на самом деле. Но и это понимание - очень зыбкое, оно готово рухнуть в один момент от какой-нибудь не укладывающейся в логический контекст фразы и превратиться в полную неясность.
Девушка Таня – самая загадочная личность в спектакле. Она говорит стихами и страдает, если ее не понимают. Она всех принимает, всех любит. Ее прошлое – неизвестно, будущее – туманно. Другие герои спектакля относятся к ней по-разному. Охлобыстин - жалеет, Иванов – сначала увлекается, потом – устает, в конце – убегает, Таня хочет избавиться от нее, Мальчик желает ей обладать, Зина – не замечает. Таня появляется и исчезает. Существует ли Таня на самом деле? Или же она – только воплощение Любви в облике человека, всемирный архетип Любящей Женщины?
Премьера спектакля состоялась 21 января 1996 года, существуют переводы пьесы на ряд иностранных языков: английский, болгарский, шведский, чешский, иврит. Театр «Грань» основан в 1970 году актрисой Эльвирой Дульщиковой.