Текст: Мария Гузарева Фотографии из открытого доступа
Жизнь – это то, что сейчас.
10 января на сцене арт-кафе «Подвал бродячей собаки» состоялся моноспектакль Нины Архиповой «Несколько слезинок в красном вине» по мотивам рассказов Франсуазы Саган. Постановка Марии Ворониной и Юрия Томошевского.
Чудесное время святок – неделя между Рождеством и Новым годом. Точнее, Старым Новым годом. Когда, следуя старинному обычаю, надо веселиться и радоваться жизни. Еще можно петь колядки, разыгрывать театральные действа или, хотя бы, посещать их. Мы свято чтим старинные традиции, поэтому и оказались в кафе «Подвал бродячей собаки» на спектакле «по Франсуазе Саган». Это было приятно, немного неожиданно, зато – правильно.
Честно говоря, то, что происходило на миниатюрной сцене в кафе, даже нельзя было назвать спектаклем. Мы стали участниками увлекательной и откровенной беседы. Как будто сама Франсуаза зашла на чашечку кофе в знаменитый «Подвальчик» с тем, чтобы напомнить нам о себе, рассказать несколько забавных и поучительных историй и показать всем, какие необычные приключения случались с людьми в доинтернетную эпоху. Люди тогда не пользовались мобильниками, но умели любить.
Кто-то сказал, что проза Франсуазы Саган – наивна, старомодна, бесполезна и навсегда устарела. Но разве может устареть Женщина? Женщина с большой буквы, к тому же – француженка?
Актриса Нина Архипова, как проводник, шаг за шагом вводила нас во внутренний мир этой талантливой и поразительно откровенной женщины – французской писательницы Франсуазы Саган. Мы как будто читали её дневники, и, словно наяву, видели эпизоды ее жизни, узнавали и сочувствовали персонажам ее рассказов.
Вот сама Франсуаза, ей 12 лет. Эта резвая и смышленая девушка-подросток впервые осознала себя писателем. Понимала ли она, что будет знаменита? Возможно, да. Поддерживали ли ее родные и близкие? Как бы не так. Вот, что сказали родители, впервые увидев ее сочинения: «Будет лучше, если ты вместо этого перестанешь опаздывать к обеду, а еще - причешешься».
Страшно представить, что Франсуаза Саган могла бы послушаться родителей, стать примерной ученицей и дисциплинированной женщиной. К счастью для нас, этого не произошло. И теперь мы имеем великолепную возможность знакомиться с ее героинями, чем-то похожими и нее, и на нас, и на всех женщин в мире.
«Жизнь – это то, что сейчас», - в ее рассказах так думают все.
Счастливая успешная женщина вдруг начинает осознавать свое счастье, и помогает ей в этом невзрачный бездомный мужчина.
Обиженная дама находит в себе силы для новой жизни и возможность «отпустить прошлое».
Добропорядочная супруга, добродушная домохозяйка, ищет способ наказания любимого мужа за глупую измену. Ведь это так трудно - наказать любимого человека, не навредив при этом ему, семье и своему счастью. Если бы мужчины, измеряющие свой жизненный успех количеством банкнот с четырьмя нулями, знали, чего они могут лишиться, ненароком обидев любимую женщину!
Молодая элегантная дама, умеющая правильно вести себя в обществе и всегда «держать лицо» на публике, вдруг оказывается в таких обстоятельствах, о которых приличные люди предпочитают не вспоминать. Тем не менее, природная гибкость ума и оригинальная женская логика помогают ей эффективно использовать «предлагаемые обстоятельства». Вместо ожидаемой смеси отчаяния и злости с «налетом клаустрофобии» она получает бесплатный сеанс психоанализа, позволяющий ей справиться с мучительной проблемой выбора будущего супруга.
Мария Воронина, Юрий Томошевский и Нина Архипова создали для нас очаровательный спектакль в стиле «театра рассказа» по произведениям Франсуазы Саган, родоначальницы современной женской прозы, автора незабываемых строк: «Жизнь – это игра, и надо уметь ее придумывать».