На сцене Молодежного Театра на Фонтанке 25-го декабря состоялся сотый юбилейный спектакль "Жестокие Игры" режиссера Дениса Хусниярова.
Спектакль поставлен по пьесе советского драматурга Алексея Арбузова. Алексей Николаевич не понаслышке познал все трудности жизни. Годы революции не щадили никого, а смерть родных оставила еще маленького Лешу сиротой и он вынужден был бродяжничать. Свою отдушину Алексей нашел в театре. Жизненный опыт Алексея Арбузова подарил свету пьесы, ставшие позднее сценариями к фильмам "Таня", "Сказки старого Арбата", "Старомодная комедия".
"Жестокие игры" - спектакль о поиске и борьбе за собственное "я", вечном вопросе отцов и детей, о вымыслах и горькой правде. Написан он был в конце 70-х годов, однако актуальность свою пьеса не теряет и поныне, ведь на каждом этапе становления человек проходит круги познания своих побед, собственных и чужих ошибок.
На петербургских театральных сценах нечасто встретишь советскую драматургию, однако молодой режиссер Денис Хуснияров взялся за постановку и справился с задачей отлично. Спектакль завоевал Гран-при международного фестиваля «Молодёжные театральные сезоны — АПАРТ», а артист Сергей Яценюк получил приз высшей петербургской театральной премии «Золотой софит».
Состав актерской труппы блистает молодостью и талантами. Как сказал Денис Хуснияров в одном из своих интервью: "эта история не про Кая, Константинова или Терентия, а про Сергея Яценюка, про Юру Сташина, про Егора Кутенкова - про меня, про всех нас." В спектакле заняты Елена Радевич, Артур Литвинов, Андрей Хитрин, Ирина Гершт.
Спектакль непросто оценивать, и дело не в игре актеров, которая безупречна. Быть может, как раз из-за трезвого реализма, который они сумели передать. Слова "хороший" и "плохой" здесь не подходят. "Тяжелый" - да.
История про нас. Про поломанные судьбы. Про иллюзии и сказки. Про ошибки, что отражаются не только на наших собственных жизнях, но и приносят невыносимую боль другим. Про вечный вопрос отцов и детей, который определяет, каким вырастет человек.
Эта история о маленьком мальчике, у которого было все: и елка на Новый Год, и танцы, и вот эта прекрасная женщина в белом платье, и папа, что поет песни на гитаре... Всего этого не стало в один миг. Теперь мать замужем за "сорокалетним юнцом" и живет в Исландии, у отца другая семья, а маленький мальчик, будучи в возрасте двадцати лет, в одиночестве борется за своё существование. Но на самом деле борьбы давно нет, есть усталость, бесцельные дни и слабый огонек надежды.
Ведь даже Каем он себя назвал не зря. В детстве он был Юликом - так звала его мама, он вычеркивает это имя из своей жизни, показывая всем свое холодное сердце.
Холод отражается не в злых поступках, а в безразличии, в первую очередь, к себе. Кай - сторонний наблюдатель чужих жизней. Единственная отрада для него - память о детстве. И неспроста она приходит к нему в образе маленькой девочки Настеньки, которая также вынуждена его покинуть. Тем самым намекая, что детство не вернется вновь.
В разговоре со школьным товарищем Терентием, Кай говорит о самопознании, давая оценку своей жизни: "это, вероятно, бегство от себя. Чтобы себя увидеть, познать, надо отойти в сторону, не замечать себя, уйти… А затем обернуться вдруг и увидеть… не раздумывая". Только обернуться Каю все не удается.
Это история об отношениях Терентия с его отцом. О молодом человеке, что не может простить боль, причиненную в детстве отцом-алкоголиком. Терентий - самый добрый и скромный персонаж. Замалчивая кошмары прошлого, он с головой пытается уйти в самодеятельность, помочь другим, стать верным товарищем. Не выходит только встать на путь прощения и отпустить грехи родному человеку. И единственный выход, который Терентий видит - спрятать боль воспоминаний глубоко у себя внутри, делать вид, что ничего не было, загасить ненависть в душе и не давать ей пути отхода. Не подпускать отца, умоляющему простить его, к своему сердцу.
Спектакль также и о Никите - отличнике-спортсмене, ловеласе и повесе, чья жизнь блестит оберточной бумагой успеха. Только внутри все та же пустота. Когда фарс перестает быть реальностью, а вся жизнь оказывается выдуманной игрой успешного человека, наружу выходит сжимающая до боли правда.
Вымышленна история и у главной героини Нелечки. Она на ходу сочиняет свою жизнь, добавляет краски, сцены, людей. Выросшая в строгих правилах религиозных родителей, ограниченная в свободе собственного выбора, Неля переживает протест и совершает революцию в собственной судьбе, сбегает из дома в поисках честности, доброты, открытости. Только вера в вечное постепенно угасает. Вот и приходится придумывать свой мир, играть в неправду. А когда ложь открывается, больнее всего становится ей. Ведь тяжело признавать, что счастье не счастье вовсе, а его иллюзия. .
В этих историях много боли, переживаний и еще много над чем стоит подумать. История отношений Маши и Миши, вечная вина Константинова, забывшие о своем ребенке родители Кая. Но жизнь не была бы жизнью, если бы не менялась.
Жизнь - это череда событий. За горьким опытом находится прощение, доверие, признательность, любовь и дружба. Семен Яковлевич Спивак сказал, когда вышел на сцену по окончанию спектаклю, что это история о принятии, прощении себя и своих близких, открытости и вере.
Три друга, три товарища, несмотря на все лишения, вместе. Их память о крепкой дружбе с самого детства остается с ними, и они доказывают друг другу свою верность на деле. Жизнь учит нас как маленьких детей родители учат первому шагу. Так Терентий отыскивает в себе силы простить отца, и остальные герои обретают гармонию и счастье. Открытый вопрос остается с Каем... Он, как и прежде, наблюдает со стороны изменения в жизни друзей. Как и прежде выходит посмотреть на окна, что было "как раньше".. Хочется верить, что он найдет покой и обретет свой тихий уголок счастья, где будут и елка, и танцы, и женщина в белом...