Автор текста: Мария Шумская
Размышления об Американской Трагедии
Этот роман американского писателя Теодора Драйзера был опубликован 17 ноября 1925 года и сразу же вызвал горячие отклики читателей. Дело в том, что его сюжет был уже знаком публике из газетных заметок. В 1906 году подающий надежды юноша Честер Джилетт хладнокровно расправился со своей беременной девушкой Грейс Браун. История вызвала большой резонанс, но Драйзер с хирургической точностью вскрыл объективные и субъективные стороны преступления, увековечив трагический финал борьбы за место под солнцем.
Судьба Клайда Гриффитса, как олицетворения «американской мечты», не личная, а национальная трагедия. Культ успешности, доступной не всем, но каждому, в образе слабого и малодушного героя потерпел сокрушительное поражение. Оказалось, что даже такого позитивного и здорового желания, как успех, надо бояться, ведь и оно способно довести до одержимости. Национальная идея, зацикленная на личном преуспеянии, не может обеспечить все нужды личности и общества. Поэтому непридуманная история Клайда – именно Американская трагедия. Масштабу идеи соответствует масштаб формы: объемный роман в двух частях может отпугнуть обилием подробностей и описаний, но подобная скрупулезность необходима для глубокого погружения в жизненный материал, который составил основу произведения. Автор вынуждает понять мотивы героя, вникнуть в его обстоятельства и даже почувствовать с ним родство. Детализация и правдоподобие повествования – неотъемлемая часть натурализма, как художественного метода, избранного Драйзером. «Протоколирование реальности» позволяет создать своеобразный отчет о состоянии общества на тот момент. Но это доступный и увлекательный способ проследить развитие того или иного народа, обогащая свои познания наблюдениями автора и его оценкой тех или иных событий. Многие критики упрекали Драйзера за отсутствие данной оценки и стиля, однако выраженная бесстрастность и дотошная, нарочитая детализация являются его стилевыми доминантами, на которых прочно зиждется сложное содержание.
Можно заподозрить Драйзера в пропаганде своих социалистических взглядов, когда он описывает крах капиталистического духа в юном карьеристе. Если раньше люди продавали душу за грандиозные взлеты и вызывали невольное восхищение, то Клайд поступился всем ради роскошной обстановки. Он оказался в рабстве у атрибутики, и даже Сондра Финчли черпала свою магнетическую притягательность из вещей и удобств, ее окружающих. Без светских удовольствий и материальных благ она бы не свела с ума тщеславного и слабого Клайда, который твердо решил добиться высокого положения. Очевидно, что только девушка, даже такая очаровательная, как Роберта Олден, не способна пленить его воображение. Он не был способен возлюбить ближнего своего, даже будущего ребенка, зато страстно любил мечту о беззаботной, красивой жизни. Фантом увлек его прочь от людей, он оказался в одиночестве в сфере противоборствующих сил, но не добродетели и порока, а страха и хладнокровия. Он давно решил, что ради его мечты можно пожертвовать чужой жизнью (прервать беременность Роберты любой ценой). Позитивная идея успешности обернулась жертвенным алтарем, на котором было попрано человеческое достоинство. Так же в мрачных красках был изображен свет Ликурга, краса и гордость нового времени. Высокомерные, равнодушные и жестокие обитатели прекрасного мира только подтолкнули Клайда к падению. Они помогли материально, а надо было бы научить жить. В образах ликургской знати показался оскал капитализма, который не мог не заметить автор. Но даже если позиция Драйзера повлияла на творческую деятельность, нельзя упрекнуть его в предвзятости, ведь изображена реальная история. Он объективно показал ее причины, следствия, обстоятельства. И сегодня книга вновь находит своего читателя, по-прежнему актуальна тема цели и средства, хотя декорации изменились. Невольно вспоминается цитата немецкого политика и писателя Фердинанда Лассаля «Не только цель, но и путь к ней укажи. Изменив путь, изменишь ты и цель».