Ярким театральным событием декабря стала постановка на сцене театра «Балтийский дом» комедии М. Булгакова «Зойкина квартира». Она была показана и 22 января.
Режиссер Юрий Ядровский показал зрителям остроумную и захватывающую музыкальную историю – мистерию о людях, преступивших закон – содержательнице притона, наркомане, взяточнике-домоуправе, «нечистом на руку» коммерческом директоре, наркоторговцах, проститутках, ворах и бандитах.
По заказу театра имени Вахтангова Михаил Булгаков написал разоблачительную комедию - веселую, таинственную и гениальную, как и все его сочинения. Проницательный автор, Великий Мастер слова, всегда писал правду, которую не могли прикрыть даже мистика, юмор и театральная буффонада.
Очень быстро спектакль «Зойкина квартира» был выведен из репертуара театра из-за «непристойности». В официальной формулировке было сказано, что «герои пьесы порочат трудящихся» - слишком узнаваемы оказались художественные образы, а встреча с самым собой всегда страшит.
В 80-е «Зойкина квартира» опять появилась на театральных сценах, но возникла необходимость играть ее по-новому, с учетом изменившейся жизни. Сейчас эта задача стала весьма сложной для многих театров.
Не всегда удается донести до зрителя красоту и оригинальность булгаковских образов. Так изменилась жизнь, что многие ремарки стали совершенно непонятны. Нашим современникам трудно представить, что такое «уплотнение», когда владельцев просторных квартир заставляли переселяться в одну или две комнаты, а остальные могли отдать рабочим и военным. Предприимчивые хозяева, с целью сохранения жилплощади, могли прописать туда своих родственников или отдавали часть комнат под хозяйственные нужды.
По замыслу режиссера, зрители погружаются в театральную действительность 20-х годов прошлого века еще до начала спектакля. В фойе театра начинается концерт русских романсов в исполнении артиста театра «Балтийский Дом» Романа Дряблова.
По замыслу Булгакова, главный герой пьесы – это таинственная «нехорошая» квартира. Она, как злой монстр, изменяет людей в худшую сторону, разрушает и губит их. Как правило, вход туда закрыт, но тот, кто хочет, все равно в нее попадает.
У Юрия Ядровского эта квартира представлена серией зеркальных дверей, которые пропускают и отражают героев пьесы.
Хозяйка квартиры, Зоя Денисовна Пельц (исполняет артистка театра Наталья Парашкина), чтобы избежать уплотнения в своей квартире, устраивает в ней пошивочную мастерскую, которая на самом деле становится притоном и увеселительным заведением. Работники этого «ателье» мечтают заработать крупную сумму денег и эмигрировать в Европу, но порок оказывается сильнее мечты. «Асоциальные элементы» попадают во власть денег и теряют бдительность. В квартире происходит убийство, грабеж, арест и все, кто в ней находился, так или иначе покидают злачное место.
Как символ торжества справедливости над сценой поднимается яркий орнамент из разноцветных лампочек, которые, словно лучи солнца, освещают темное пространство.
Создателям спектакля удалось хорошо передать ярко описанную у Булгакова «красоту и притягательность порока».
Восхитительная и находчивая хозяйка квартиры Зоя Пельц, умело организовывает «сомнительное предприятие». Молодой и обаятельный китаец Херувим (исполняет Игорь Гоппиков) в начале спектакля вызывает сочувствие и симпатию. И тем сильнее впечатление от его неожиданного превращения в убийцу и грабителя. Как оптимистичен Аметистов, кузен Зои (исполняет Юрий Елагин), произнося свою «коронную фразу»: «Когда у человека все потеряно, ему надо ехать в Москву!» Он настолько виртуозен в своем искусстве, что ему снова удается избежать ареста.
В спектакле нет положительных героев, но это – пьеса с хорошим концом. Зло – наказано, «пошивочная мастерская Зои Пельц» рассыпается, как карточный домик.