Текст и фото: Александр Шек
[gallery link="file" ids="95498,95499,95500,95501,95502,95503,95504,95505,95506,95507,95508,95509,95510,95511,95512,95513,95514,95515,95516,95517,95518,95519,95520,95521,95522,95523,95524,95525,95526,95527,95528,95529,95530,95531,95532,95533,95534,95535,95536,95537,95538,95539,95540,95541,95542,95543,95544"]И зачем нам двадцатый век, если есть девятнадцатый век?
Солисты ансамбля Phoenix (Базель), одного из известных швейцарских ансамблей современной музыки, выступили совместно с российским ансамблем из Петербурга eNsemble 12 и 13 декабря на Новой сцене Александринского театра. Выступление музыкантов прошло в рамках программы «Swiss Made в России. Обмен в сфере современной культуры. 2013-2015»
Музыканты из Базеля и Петербурга представили проект, исследующий возможности жанра концерта для солиста с оркестром в интерпретации молодых современных композиторов Швейцарии и России.
Восемь сочинений для четырех солистов и ансамбля, пять из которых – мировые премьеры сочинений, специально написанные для проекта, были представлены питерской публике 12 и 13 декабря. Каждый из четырех солистов ансамбля Phoenix сыграл по два сочинения швейцарского и российского композиторов с российским eNsemble под управлением дирижёров Фёдора Леднёва и Юрга Хеннебергера.
В этом своеобразном эксперименте музыканты пытались донести, как раскрывается сегодня старинная музыкальная идея взаимодействия или противопоставления солиста и оркестра, как трансформировался музыкальный материал и как звучит новая швейцарская и российская музыка.
По окончанию первого концерта разгорелась яркая дискуссия между представителями старшего поколения слушателей, молодежью и представителями ансамблей. Пожилые слушатели были удивлены и возмущены тем, что их не предупредили о специфике концерта. Они пришли на выступление ансамблей, не ожидая услышать, как, к примеру, смычком водят по пенопласту, а саксофонистка издает захлебывающиеся звуки, дуя мимо мундштука своего саксофона. По мнению пожилых гостей, подобная музыка требует определенных предваряющих комментариев и подготовки слушателей. Среди прочего, прозвучало довольно радикальное мнение о том, что музыка закончилась на Шнитке, а последним приличным композитором был Гайдн. Впрочем, не все гости были так категоричны. Один из пожилых мужчин признался, что первая композиция его шокировала, вторая показалась терпимой, а третью он слушал уже с удовольствием. Молодежь же горячо высказывалась в поддержку новых форм и новых форматов. Представители ансамблей пытались уверить особо скептически настроенных гостей в том, что звучавшая музыка исполнялась по нотам.
Резюмируя, нельзя не отметить, что было приятно увидеть как интерес к современной музыке со стороны пожилых людей, так и вовлеченность в творческий поиск представителей молодежи. Однако после дискуссии осталось ощущение, что безусловно важную мысль о том, что слушателей необходимо готовить к актам современного искусства, будь то концерт, спектакль или кинофильм, гостям вечера до организаторов донести не удалось. Пожалуй, самым важным итогом вечера стало осознание того, что музыкальная эрудиция и интересы современного петербуржского зрителя заканчиваются серединой XX века.