Автор текста: Самарина Наталья Фотографии предоставлены пресс-службой КЦ "Дом"
Окунитесь в заманчивую прохладу Космоса — научитесь играть на хэнге
Вы чувствуете, как звук медленно обволакивает вас и как будто подталкивает к пропасти? Не бойтесь: сделав один-единственны шаг, вы не упадете в ужасающую пучину ада, а вознесетесь в холодную и безразличную к человечеству пустыню космоса. И если перестать сопротивляться, прятаться от своих проблем, и разрешить прекраснейшей мелодии стать вашим Другом – она откроет вам совершенно другую, темную, таинственную сторону вашего внутреннего Космоса, наполненную светом и хранящую знание.
Именно так влияет на человека звучание малоизвестного на российских просторах хэнга, инструмента, состоящего из двух соединенных металлических сегментов.
Из-за своей уникальности инструмент довольно поздно пришел в Россию, однако в узких кругах музыкантов им заинтересовались. Стоит отметить, что первый хэнг-концерт был дан в 2008 году израильским мультиинструменталистом Тимуром Хакима в московском клубе «Музей Чая». Впоследствии он давал редкие концерты во время своих непродолжительных визитов в Москву.
Летом же 2013 в Москве возник новый творческий образовательный проект «SunSet» – класс игры на новых музыкальных инструментах (инструментах «семейства хэнгов», имеющих общее название handpan). Студенты школы игры на хэндпане имеют возможность через поиск своего звучания и исполнение простых рисунков в начале пути постепенно приблизиться к исполнению свободной импровизации и созданию собственных композиций.
Но, несмотря на то, что постепенно этот музыкальный инструмент приобретает всё больше поклонников, качество исполнения музыки на нём остается сравнительно низким. И дело тут больше не в том, что свое звучание надо найти, а навык – всё-таки наработать, а в том, что качественно сделанный хэнг нужно заказывать в Швейцарии и стоить он будет недешево. К сожалению, этот фактор играет на руку недобросовестным продавцам, производящим низкокачественные китайские хэнги, чье звучание порой заставляет почувствовать приближение Апокалипсиса.
Однако остановим наши взоры на исполнителях. Не так давно в культурном центре «ДОМ» прошел уже пятый по счету ежегодный фестиваль Moscow Hang Out`s, в котором приняли участие отечественные коллективы и музыканты – Algabrama, Mikkai Kumo и Sunset Handpams. Нет смысла останавливаться на каждом в отдельности, потому что мелодия не вырывалась из под рук музыкантов и не рвалась в души зрителей, желая вытянуть из душевных глубин самые смелые представления, а манера исполнения не отличалась виртуозностью. Стоит, конечно, похвалить молодых исполнителей за смелые, пусть и, в большинстве своем, провальные эксперименты. Вы видели когда-нибудь четыре хэнга на одной сцене одновременно? Звучание отвратительное, сыгранность отсутствует, взаимодействия с залом нет, но перспектива, как это ни странно, есть.
На фоне этого идея соединить виолончель, хэнг, барабан и гитару вполне имеет смысл, и даже, более того, смотрится очень выигрышно. Виолончель в руках обворожительной и излучающей теплую энергию девушки становится связующим звеном всех четырех инструментов. Получается очень странная, но почему-то до боли знакомая мелодия, словно голос матери, поющей колыбельную в далеком детстве, прорывается из чертогов разума. Хотя гитара, не в обиду будет сказано ребятам, получается лишней и теряется.
Звездой вечера, как ни крути, стал немецкий музыкант Дэвид Кучерман. И это неудивительно, ведь на Западе культура хэнг-музыки процветает уже 16 лет (был изобретен в 2000 году в Швейцарии – прим.ред.): Дэниэл Уэплс, чьи хэнговые композиции звучат в скандальном фильме "Жизнь Адель», Юки Кошимото, Hang Massive, Феликс Ронер. У всех своя особенная манера исполнения, но лишь у Дэвида такое ни с чем несравнимое звучание. Его пальцы быстро и нежно касаются поверхности инструмента, рождая проводника с другой Галактики. Когда музыка касается твоих ушей, ты словно видишь, как она принимает форму, становится чем-то осязаемым и ведет тебя к знанию, рядом с которым находишься, но твое время еще не пришло, чтобы понять его суть и познать мудрость.
Слушайте музыку, открывайте для себя новых композиторов и исполнителей, ведь, как говорит философ двадцать первого века Айшек Норам: «Музыка - это воздух для души. Все звуки - это эхо живых душ».