23 и 24 декабря на Эрарта Сцене состоялась премьера спектакля «Волонтеры», поставленного режиссером Александром Баргманом по мотивам пьесы ирландского драматурга Брайана Фрила «Добровольцы».
Актеры «Такого театра» играли настоящий живой спектакль, эмоционально захватывающий зрителей, насыщенный метафорами и неудержимым потоком энергии. Получился замечательный хулиганский спектакль для мыслящего и чувствующего театрала.
Перед создателями спектакля стояли большие задачи: в короткий срок адаптировать пьесу для современной России, найти средства на реализацию проекта, освоить сценическую площадку, подготовить публику к новому спектаклю. Эта работа превратила сборный коллектив в единую творческую команду.
Россия удивительно разнообразна. Иногда она похожа на Ирландию. Ирландские мелодии, зажигательные танцы, неудержимая энергия, горячие дублинские парни, противостояние властей и народа. Все как у нас - народ занят разборками, чиновники пишут документы. Народ и власть – это два разных мира, между ними непробиваемая стена, как перекрытие между этажами. Одни – на земле, другие – в кабинетах. Спуститься вниз очень трудно, подняться наверх почти невозможно.
По сюжету пьесы пятеро ирландских политзаключенных соглашаются на участие в археологических раскопках на окраинах Дублина. Все надеются вскоре выйти на свободу. Каждый придумывает для себя развлечение. Кто-то работает, кто-то – отлынивает, кто-то над кем-то смеется, кто-то из-за кого-то страдает. Все терпят друг друга ради «светлого будущего». Неожиданно приходит известие о досрочном завершении археологических работ. Возвращаться назад, в места заключения, смертельно опасно. Кто один из них сможет воспользоваться негласным правом на побег.
Каждый из персонажей меняется на протяжении спектакля. Один из них теряет мудрую уравновешенность, другой из выдумщика и весельчака превращается в печального обреченного человека, третий открывается с неожиданно благородной стороны, четвертый становится серьезным и рассудительным, пятый обретает силу духа и заряжает надеждой на хороший конец всех остальных.
Жанр трагикомедии открывает широкий простор для режиссерских находок. В начале спектакля зрителям показывают древний кувшин, бесценную археологическую находку. Это – словно чеховское ружье, висящее на стене в первом акте и стреляющее в последнем. Управляющий раскопками очень гордится этим предметом, он уже пишет о нем статью в научный журнал и полагает, что получит от музея некоторые бонусы. В конце спектакля дикие неблагодарные заключенные разбивают «бесценное сокровище». Мелкие черепки разлетаются по полу, как и честолюбивые мечты несчастного бюрократа.
Присутствует в спектакле и «скелет истории», найденный при раскопках, которому археологи-волонтеры рассказывают свои истории, новости, сплетни, байки и фантазии. У каждого рассказчика должен быть свой слушатель.
Когда открывается «скелет в шкафу», кому-то из героев спектакля уже не до смеха. Огромный рулон крафт-бумаги становится трансформирующимся предметом. Бумага выдержит все, без нее уже не обойтись. Это – цель и средство, самая необходимая и самая бесполезная вещь на свете. Это – документ, скатерть, земля, одежда, археологические находки, движущиеся механизмы, неизбежный ход времени.
Спектакль очень энергичный и вдохновляющий. Актеры показывают нам жизнь, в которой присутствует все: радостные и печальные события, издевательство окружающих и помощь друзей, безысходность ситуации и обретение нового смысла. Они в очередной раз убеждают нас в том, что жизнь, по большому счету не бывает несправедливой, она нейтральная и зависит от того, как к ней относиться.