«Мастерская» Григория Козлова в уходящем году порадовалазрителей новым музыкальным спектаклем «Носороги» режиссёра Александра Кладько. Для театра, специализирующегося преимущественно на русской классике и с блестящим успехом ставящего спектакли по произведениям Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.И. Куприна, М.А. Булгакова, выбор этой пьесы стал немного необычным. Эжен Ионеско, автор «Носорогов» – представитель театра абсурда. Его пьесы – всегда парадокс, выход за грани классического понимания театра. Премьера состоялась 25 и 26 декабря.
Небольшой европейский городок охватывает паника: по улицам с оглушительным топотом бегают носороги, ввергающие жителей в ужас и разрушающие все на своем пути. Выясняется, что в носорогов превращаются люди, которые позволяют себе абсолютно все, и им чуждо понятие морали, но знакомо и желанно ощущение вседозволенности. Можно вообще все – вот, пожалуй, основной мотив их поведения.
Вопросы границы между добром и злом, человеком и животным, дозволенным и запрещенным, безвременны. Сюжет болезненно актуален, ведь затронутые проблемы редко уходят из моральной повестки дня любого общества.
Поэтому время действия в постановке невозможно определить: с одной стороны, джазовый аккомпанемент и песни, которыми открывается спектакль – надо сказать, отличные, сразу обещающие зрителю атмосферу праздника, намекают на 30-е годы XX века. С другой стороны, официант, постоянно делающий селфи с помощью планшета, а также нарезка из новостной ленты каналов Russia Today и BBC на заднем плане, прямо указывают на наши дни.
Александр Кладько постарался адаптировать пьесу 1960 года к современным российским реалиям – отсюда шутки про «ладу седан – баклажан» и аллюзия на некогда популярную программу «Городок» и одноименную песню Анжелики Варум. Зрители, впрочем, на эти вставки реагируют с тем же уровнем веселости, что и на шутки одного популярного стенд-ап шоу.
В целом, спектакль вышел и не смешным, и не трагическим, а просто фарсовым. Элементы, которые должны вызывать смех, растягиваются на несколько минут, в течение которых актеры повторяют разные вариации одной и той же шутки по несколько раз, в результате чего становится скучно.
Постоянные завывания и истерические рыдания женщин тоже доведены до абсурда, и, отдавая должное игре Софьи Карабулиной и Ксении Морозовой, надо сказать, что это зрелище не для слабонервных. Уж слишком тяжело, настроившись на праздничный «спектакль с музыкой и танцами», как заявлено в афише, на протяжении 3 часов слышать истеричные вопли.
В остальном к актерам нет никаких претензий, они великолепны, как и всегда. Особенно хорош Максим Студеновский в своей роли занудного Логика и Владимир Карпов – официант, каждым своим появлением на сцене вызывающий в зале улыбки.
Во многом благодаря пластике Владимира Карпова и Николая Куглянта, играющего, собственно, носорога, спектакль напоминает скорее мультфильм – но совсем не для детей. Опять-таки, заявлено, что «Носороги» – это спектакль для всей семьи, но смогут ли его оценить дети, вызывает много сомнений.
Все строится на постоянных диалогах в быстром темпе, причем, как временные периоды наслаиваются один на другой, так и диалоги идут постоянно синхронно, придавая всему происходящему некую многоплановость. Два диалога перекликаются, сливаются друг с другом, превращаясь в единое целое. Эти диалоги, впрочем, тоже длятся порой слишком долго и выглядят затянутыми и откровенно скучными. Хочется смены действия, движения и перехода к сути.
К сути, правда, спектакль не приходит вообще. В принципе. Он так и остается таким абсурдистки-поверхностным, с получасовыми спорами о вариантах силлогизмов и лживости новостей. Периодически эти споры прерывает звук барабанной установки, знаменующий приход носорога. И антракт.