19 января в здании Лендока Сергей Дебижев и Алексей Симоненко показали роуд-муви «Русский сон» про провинциальную Россию без избегания темы медведей и водки. Марина Олби, главный персонаж картины, выросшая на американской ферме, предприниматель, и стала оптикой для рассмотрения реалий.
«O! My mother! Russian Ballerina! Nobody knows how you can live without the love of your life», — под такой текст музыкального сопровождения от Chinawoman на второй минуте фильма героиня садится в «русскую машину» и выезжает на «русскую дорогу». На пятой минуте звучит вопрос «Где выход?». Далее фабула по продавленным колеям нарратива о путешествии тянется к ответу: нет пути к счастью, счастье есть путь.
По словам режиссера, большая часть эпизодов создана «интуитивно». Из запланированных точек в пути: межконтинентальная ракетная база, фестиваль русских традиций под Новгородом и ключевой момент — встреча с Алексеем. В промежутках, кроме прочего, задорный сказ о том, как остановить в поле трактор с красным зонтиком, и как сломается следующий, если танцевать под сердитым ветром русских трущоб.
Картина была показана на паре фестивалей в Америке и в Европе, во многом ее функция лежит в поле трансляции альтернативного образа России. Что важно, авторы пошли по пути другому, нежели просто исключения стереотипных ликов: в фильм включены фрагменты народных, до медведей в кадре, гуляний и баня с вениками, ледяной водой. В закадровых дневниковых рассуждениях Марины поднят могучий национальный конструкт водки как решения проблем. Общепринято-российские чернушные кадры перемежаются с авторскими заворотами в магическую картину мира: волшебный русский народ, живущий на своей земле, синхронизируется с вибрациями тверди и разговаривает с травами. Сергей комментирует: «Каждый должен быть на своем месте».
Такова и мораль. Из пространства, где «время не существует», по пути без страха к идентичности человека разумного и выбирающего.