Текст и фото: Александр Шек
[gallery link="file" columns="3"]Вниз по волшебной реке
Постновогодний концерт Константина Арбенина состоялся 22 января в культурном баре VinyllaSky. Когда гости клуба разошлись, поскрипывая свежевыпавшим снегом, мы побеседовали с Константином о творческих планах, его участии в благотворительном проекте и о многострадальных СРО – саморегулируемых организациях для музыкантов и продюсеров, навязываемых нам на законодательном уровне.
Константин Арбенин - писатель, музыкант, поэт, автор и исполнитель песен, лидер групп "Зимовье Зверей" и "Сердолик". Его читатель и слушатель – человек мыслящий, думающий, размышляющий. Если бы в двухтысячных в теплую пору вас занесло во двор Филологического факультета СПбГУ, с большой вероятностью вы увидели бы студентов, поющих его песни под гитару в перерывах между лекциями. Теперь времена уже не те, но магия слова не знает срока давности, и если вы поставите песню «Одиссей и Навсикая», не пугайтесь от того, что вам немедленно захочется читать Гомера. Так это и работает… А песня «Никого, кроме Ницше»? Сами не заметите, как втянетесь, и получите второе философское образование. И что может быть лучше для романтической прогулки, чем «Джин и тоник»: «Он ревновал ее к дождю и укрывал джинсовой курткой ее июневые кудри, а зонтик прижимал к локтю…».
Родился Константин Юрьевич в 1968 году в Ленинграде. Песни начал сочинять в конце 80-х годов. Долгое время он исполнял их «а капелла» на квартирных концертах, а в 1995 году вместе с музыкантом Александром Петерсоном создал группу «Зимовье Зверей». Летом 1995 года был записан дебютный альбом «Города, которых не стало». Песни стали передавать по радио, и, ещё ни разу не выступив на сцене, группа приобрела множество поклонников. В ноябре 1996 года группа дала свой первый концерт в ДК «Красный Октябрь», собрав почти полный зал на четыреста мест. Группа приобрела широкую известность, но сознательно отказалась от выступлений на крупных площадках, объясняя это спецификой своего творчества, которая плохо совмещалась с атмосферой многолюдных стадионов и закулисных тусовок.
В 2009 году «Зимовье» ушло в бессрочный творческий отпуск, и Арбенин тут же собрал новый бэнд – «Сердолик». По словам артиста, возникновение нового проекта произошло в связи с желанием уделить больше внимания музыкальной составляющей собственного творчества. В том же 2009 году Константин Арбенин впервые берёт в руки гитару, исполняя номера на концертах «Сердолика» и «АрБаКома», а с 2010 года уже выступает с сольными музыкально-поэтическими программами, в которых не только декламирует стихи, но и поёт песни под собственный гитарный аккомпанемент. Именно такой концерт мы посетили в этот раз.
Несмотря на ненастную погоду и сильный мороз, все сидячие места в концертном зале бара VinyllaSky были заняты. В первом ряду расположились родители с детьми: Арбенин автор нескольких детских книг. Кроме того, он сочинил и поставил музыкальные спектакли «Свинопас» и «Звери ищут лето», любимые и взрослыми, и детьми. По его сценариям созданы серия радиопередач «Сказки на засыпку», программы телевизионных циклов «Сказки дедушки Мокея».
«Уйти, растаять, раствориться, проскользнуть поверх голов…» - концерт начался со старой песни «Снова в космос». За ней последовали сказочные печальные истории: фрагмент из спектакля «Свинопас» «Принцесса Августина - Свинопасу» и «Горошина». Прозвучали и новые песни: «Пустарь», «Из лета в осень переезд», «Дети-Блюз» и совсем новая песня «Сага о своем» - «длинное мифическое повествование в рамках одной песни», премьера которой состоялась 15 января на просторах интернета.
Также на концерте состоялась презентация нового mp3-сборника песен и стихов Арбенина, представляющего собой коллекцию записанного с «Сердоликом» и другими проектами с 2009 по 2015 годы. Музыкант подошёл к составлению диска неформально и собрал на нём не только выпущенные за это время 3 альбома («Одноимённые Песни», «Горошина», «Неспокойная красота жизни») и несколько неальбомных синглов, но и приготовил слушателям бонусы: концертные подборки, отдельные раритетные треки и дополнительные материалы.
После концерта мы задали Константину несколько вопросов.
- Недавно вы приняли участие в благотворительном мультипликационном проекте «Летающие звери», озвучили одного из персонажей. Расскажете, как вы попали в эту историю?
- Это благотворительный мультипликационный цикл, он существует уже семь лет. Его делает анимационная студия «Да» вместе с благотворительными фондами «АдВита» и «Помогать легко», а вся прибыль от показов идёт на лечение детей, которые находятся в трудных жизненных ситуациях. Я сам их нашел: в одной из социальных сетей у меня в друзьях оказался режиссер Миша Сафронов – он художественный руководитель, режиссер, продюсер «Летающих зверей». А я давно лелеял мечту озвучивать мультфильмы. И я написал ему, что хотел бы принять участие в проекте, а он ответил, что у него как раз есть для меня роль. Одну серию я уже озвучил, она называется «Восхождение», действие происходит на Тибете. Сейчас записали озвучку ещё для одной серии, там уже другой персонаж будет с другим чуть-чуть голосом. Надеюсь, что эта история будем продолжаться.
- Насколько я знаю, не так давно у вас вышел новый спектакль при участии Дмитрия МаксимачЁва?
- Это пока не спектакль, скорее, заявка на спектакль: очень маленькая сказочная история, идет всего двадцать пять минут. Она было нами подготовлена специально для большого действа под названием «Сказочный полдень в Упсала-Цирке», которое устраивается там летом. После того, как мы сыграли его прошлым и позапрошлым летом, у нас появилась идея сделать из этого полнометражный спектакль, то есть еще какие-то истории придумать. Хочется, что это было несколько новелл, объединенных одним сквозным сюжетом. Теперь все участники проекта ждут, когда я придумаю эти остальные сюжеты, но меня все бросает в разные стороны – то я песни сочиняю новые, то мультфильмы озвучиваю.
- Расскажите, пожалуйста, про Упсала-Цирк. Это ведь очень хороший проект, но знают о нем не все.
- Да, это очень интересное явление, такой «цирк хулиганов». Его артисты – подростки, которых принято называть трудными, и которые, варясь в этом цирковом деле, меняют свою жизнь, находят новое в ней место, творчество их затягивает. Создатель «Упсалы» – Лариса Афанасьева, очень одарённый, интересный человек, благодаря её идеям и энергии цирк существует уже 15 лет и всё больше притягивает к себе людей – и зрителей, и потенциальных участников. Недавно у них стали заниматься дети с синдромом Дауна – они играют на сцене, исполняют всякие трюки… Это замечательно и по форме и по внутреннему посылу! Моя дочка стала большой поклонницей «Упсалы», она все каникулы там провела – волонтёрила.
- Как дела у «Двух клоунов»? Когда мы общались с вами весной 2014 года, вы решили прекратить этот моноспектакль играть и тут же захотели играть снова, и было много-много спектаклей. Какие планы теперь?
- Как раз думаем его сыграть, давно не играли. Последний раз показывали этот спектакль как раз в Упсала-Цирке, в ноябре. Хочется его записать на видео и, возможно, на DVD выпустить. Но пока это все на уровне планов. Сейчас какое-то очень странное состояние, когда чего-то предполагать не хочется, все идет само собой. Я ловлю за хвост то, что происходит! Вот написалась сегодня песня, и я ее сразу спел. Я очень рад этому! А что дальше будет – не знаю. Может, спектаклями займусь, может – новым альбомом, а может, засяду писать недописанные книги.
- Мне кажется, сегодня прозвучали песни, которые вы давно не играли?
- Пятьдесят на пятьдесят. Сегодня было много новых песен и старых, которых я давно не играл или даже никогда не играл. Например, «Волшебный колокольчик» из спектакля «Звери ищут лето», я один никогда не исполнял!
- Не могу не спросить про ваше отношение к последним законодательным инициативам по отношению к музыкантам и организаторам концертов. К этим саморегулируемым организациям.
- Я думаю, что впрямую меня эта история не затронет, поскольку я как был в андеграунде, так и буду в андеграунде. Но для индустрии это проблема, да, безусловно. Но она - тысячная часть того, что сегодня у нас происходит. Надо рассматривать всё в целом – одну огромную проблему, нависшую над страной. Просто всех нас хотят запретить. Вот так, глобально – запретить быть человеком. К этому всё идёт. В стране происходит глобальный… не знаю даже, как сказать… «ля катастроф» - скажем так, по-французски. Поэтому оценивать этот закон бессмысленно, лучшее, что можно сделать в данной ситуации: запретить тех, кто эти запретительные законы выдумывает. И никогда их больше никуда не подпускать, ни к какому делу. Иначе они успеют первыми и запретят нас. XXI век они уже, считай, запретили, теперь взялись за музыкантов, артистов, завтра они запретят дышать, есть, быть. Кто успеет первым – не знаю, поживём – увидим. Запреты – символ сегодняшнего дня. Я вообще заметил, что всё началось с турникетов и заборов, они стали появляться в конце девяностых как символ времени и уже в наши дни, куда не кинешь взгляд, везде заборы, ограды, просвечивающие тебя рамки… Мир закрывается, схлопывается. В моих стихах и песнях это ощущение времени отражено лучше, чем я могу сейчас выразить словами: и «Дети-Блюз», и стихи из цикла «Зонги 2015», которые я читал сегодня, – это все об этом… Так что, дело не в одном конкретном законе, а в глобальном конвейере запретительных законов, который может съесть буквально всех, если его не остановить.
-То есть надежды на то, что эта инициатива, поданная как попытка легализации концертной деятельности, приведет к чему-то хорошему, у вас нет?
- Нет, нет, давно уже нет надежды, что инициативы, спускаемые сверху, приведут к чему-то хорошему. Конечно, можно настроить себя на позитивную волну и сказать, что искусство зато будет развиваться – в андеграунде, в подполье… Но это звучит как-то неубедительно. Конечно, я и мои коллеги по песенному цеху можем играть квартирные концерты, когда нам запретят петь в залах. Но завтра ведь могут запретить и квартирники – почему бы нет? Искусство – оно ведь вообще очень мешает делать из людей рабов, поэтому его логичнее запретить во всех видах. И оставить только телевизор… В общем, сейчас трудно предположить, чем это всё закончится. Даже моего запаса оптимизма уже не хватает, чтобы надеяться на лучшее. Поэтому радуюсь тому, что есть – вот рождаются новые песни и стихи, и это меня очень радует, поскольку я давненько так плодотворно не писал, как последние полгода.
- У вас ведь перед Новым Годом было несколько концертов с Кириллом Комаровым? Появилось ли желание играть с кем-то еще из музыкантов?
- С Кириллом мне всегда приятно играть, это всегда желанный проект. И с Митей МаксимачЁвым мне нравится сотрудничать. Появилось ли желание выступать с кем-то еще? Есть у меня такие тайные пристрелки, но я пока не буду ничего об этом говорить. Возможно, расширится состав Сердолика. Вообще, сейчас хочется взять паузу в выступлениях, подумать, поработать над новыми песнями: записать их в студии или сделать принципиально новую концертную программу. Сейчас я в процессе поиска, думаю, что делать дальше. Впрочем… это моё обычное состояние.