Искусство – одна из наиболее часто изменяющихся сфер человеческой жизни, причём модификации в этой области напрямую зависят от того, какие изменения претерпевает с течением времени само человеческое сознание, индивидуальное мироощущение. В последнее время особо интенсивна динамика изменений в искусстве музыки – одного из древнейших занятий человечества. Современное музыкальное искусство разительным образом отличается от того, что почиталось ещё столетие, а то и всего полвека назад; музыка сегодняшнего дня ни капли не похожа на музыку вчерашнего, а по мнению некоторых ценителей – и вовсе не похожа на музыку в исходном её понимании: сплошная звуковая какофония! Многие представители молодёжи, отдающие предпочтение новым течениям, безусловно, возразят – и будут отчасти правы: в конце концов, некогда и стиль «Машины Времени» считался оскорбляющим слух феноменом. Иными словами, у каждого музыкального направления имеются свои сторонники, свои противники. Тем не менее, есть такое музыкальное русло, которое своим звучанием примиряет спорщиков, объединяет рэперов и любителей итальянской оперы, заставляет умолкнуть на полуслове и сердечно затрепетать, - это бессмертная инструментальная классика, созданная целой плеядой гениев искусства: Моцарт, Вивальди, Бах, Чайковский… И даже если имя композитора выветрится из памяти, то благозвучие нот, неповторимая мелодия останутся в ней навсегда и потому всегда будут узнаны. Исполнение инструментальной классики требует особого мастерства, для достижения которого необходимы не только обучение музыкальным азам, но и постоянная долгая практика, пока орудие труда – музыкальный инструмент – не станет продолжением руки, дыхания, частью организма. Скрипачи, пианисты, трубачи и арфисты, барабанщики и виолончелисты, - вот те, кто творит пульс музыки! Но оркестр не может существовать сам по себе – ему необходимо главное звено, связывающее оркестрантов воедино, управляющее и направляющее. Это звено – дирижёр, который не просто человек с музыкальным образованием; всё то время, что длится выступление, он – сердце оркестра. Фабио Мастранжело – итальянский дирижёр, который сумел привнести в своё ремесло пылкие южные нотки. В Большом зале консерватории им.Чайковского Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф.Светланова под руководством маэстро в день его рождения покорил аудиторию виртуозным исполнением творений Римского-Корсакова (сюита «Шехерезада») и Рахманинова ("Симфония №3"). Насколько тонко дирижёр чувствует музыку! Напряжённо хмуря брови, он взмахивает руками – и словно по волшебству со сцены начинает литься колдовская мелодия, наполняя зал своей особой магией и проникая до самой души. Перед внутренним взором рождаются совершенно удивительные картины: посреди песчаных барханов – оазис с богатыми шатрами, около которых расположился караван верблюдов; купцы с томным видом лакомятся виноградом, и темнокосые девы в лёгких полупрозрачных нарядах развлекают господ изящным танцем… Дрожит последняя нота, касаясь щёк порывом горячего южного ветра, - и наваждение рассеивается, оставляя искреннее восхищение: нужно вложить в исполнение душу, чтобы музыка рождала настолько сильный образ. "Симфония №3" – резкий контраст между национальной героикой и восточной леностью. Музыка – каскад мощных звуковых волн, от которых дрожит сердце и по коже пробегают мурашки. Рахманинов воплотил в этом произведении сильный русский дух; маэстро Мастранджело, словно бы проникшись оным, подхватил его и передал настолько искусно, настолько точно, что казался совершенно «своим», - быть может, не одной крови, но уж точно одной души. На глазах публики обретали новую жизнь произведения, которые были написаны до рождения многих из зрителей. Все как один с безмолвным восхищением наблюдали за удивительной мистерией: люди среднего и старшего возраста, молодёжь, даже маленькие дети. Великая сила Музыки в тот вечер объединила таких разных людей, с разными интересами, из разных профессий, из разных возрастных категорий, - но с родственной тонко чувствующей душой, распознающей красоту звука и стремящейся к прекрасному.Из всех искусств музыка — самое человечное и распространённое.
Жан Поль
Текст: Наталья Самарина Фотограф: Станислав Крашевский