Текст Елена Вахрушева
СТИВ ДЖОБС. История легенды
На экраны выходит очередной байопик о выдающемся предпринимателе и «отце цифровой революции» Стиве Джобсе. Это уже третий художественный фильм о жизни гения и, учитывая вялый резонанс первых двух, интуитивно не ждешь сильной работы. Однако именно эта картина впервые наиболее целостно показывает мир и окружение Джобса, а также вскрывает неожиданные и парадоксальные связи между его личностью и техническими изобретениями.
Фильм имеет классическую сюжетную структуру и состоит из трех частей, каждая их которых показывает подготовку Джобса к важной презентации. Первая проходит в 1984 году, когда герой впервые представляет публике персональный компьютер «Macintosh», вторая - в 1988, в центре внимания - «идеальный куб» NeXT, а третья – в 1998, когда Джобс создает свой главный хит «IMac».
Искусство так или иначе является отражением реальности, однако захватить, проанализировать и передать дух современной «цифровой» эпохи оказывается не так просто. Она требует принципиально новых героев и глубокого анализа происходящего. Первым, кому это в полной мере удалось, стал один из лучших сценаристов современности - Аарон Соркин. В 2010 году он написал «Социальную сеть», байопик о создателе «Facebook» Марке Цукерберге. Фильм вызвал широкий резонанс и положил начало негласной «технологической» трилогии, продолжением которой и является «Стив Джобс».
Сценарий Соркина для этой картины без преувеличения можно назвать выдающимся. Отточенные как бритва, остроумные диалоги превращают отношения героев в настоящий триллер человеческих эмоций. Умелое использование второстепенных персонажей, в которых главный герой отражается, как в зеркале, позволяет наиболее полно раскрыть его характер. Выбранная трехактная структура, подразумевающая единство места, времени и действия, придает истории целостность и завершенность.
Но самая блестящая и невероятно точная находка Соркина – это глубокая связь личности героя и созданных им изобретений. Стремление к тотальному контролю распространяется у Джобса на все: на отношения с близкими людьми, общение с коллегами, взаимодействие с публикой. Именно контроль заставляет его создать полностью закрытую систему, которая в силу своей революционности не находит понимания у публики. Соркин не просто констатирует характер Джобса, он дает его предысторию и развитие. Страх быть отвергнутым переродился в осознание собственной уникальности и сделал героя гением, но вместе с этим и жестоким человеком. Именно поэтому слоган фильма звучит как «Может ли великий человек быть достойным?».
Отдельного слова заслуживает визуальное решение фильма, созданное режиссером «Миллионера из трущоб» и обладателем «Оскара» Дэнни Бойлом. Первую треть фильма он снимает на 16-мм пленку, делая его похожим на старое кино, затем переходит на 35 мм, приближаясь к привычному для зрителя изображению, и наконец, последнюю презентацию снимает на цифровую камеру «Arri Alexa», в полной мере демонстрирующую все возможности современных технологий. Таким образом, мы видим, как мир меняется вместе с Джобсом и благодаря ему. Это противостояние старого и нового красной нитью проходит через все повествование фильма. Мы замечаем его отголоски в модных принтах на картинах эпохи Ренессанса, в споре Джобса и Возняка об «Apple 2», в постоянно увеличивающихся залах для презентаций.
Что касается актерской игры, то по сравнению с предыдущими байопиками, Майкл Фассбендер наиболее далек от физического сходства с Джобсом, однако именно ему первому удалось создать целостный и противоречивый характер гения. Его герой - одновременно жестокий и человечный, самодовольный и неуверенный, чувствительный и безжалостный. Скорее всего, эта роль принесет Фассбендеру номинацию на «Оскар» и в очередной раз докажет, что он – один из самых ярких и талантливых актеров своего поколения.
https://youtu.be/PRfq2aMRAog
Все элементы картины поддерживают и подчеркивают друг друга, делая фильм таким же неоднозначным, как и сама личность Стива Джобса. Его можно любить или ненавидеть, но равнодушным он не оставит никого.