Автор Текста: Мария Шумская
Размышления Олега Басилашвили
16 декабря в Московском Мюзик-Холле состоялся моно-спектакль Олега Басилашвили, где мэтр большой сцены подвел итоги года литературы в России. Актер и режиссер в одном лице, Басилашвили совместил в своем выступлении литературные чтения и собственные размышления на вечные темы.
Басилашвили уже неоднократно в 2015 году выступал со своей программой в разных городах и даже странах, но каждый раз он импровизирует и обыгрывает первоначальный замысел иначе. Неизменной остается лишь уютная атмосфера творческого вечера «для своих». Выходя на сцену, Олег Валерианович снова просит «прибавить света» в зрительский зал. В основе программы лежит подборка классических произведений, близких самому артисту. Связующей нитью композиции являются монологи, в которых авторские размышления о злободневном переплетаются с русской классикой. «Именно отечественная литература, - утверждает режиссер, - может воспитать в человеке совесть и чувство собственного достоинства».
Моно-пьеса Басилашвили – вызов современному театру, который, по словам артиста, «не имеет чувств и стремится только к развлечению зрителя». Как режиссер он использовал минимум театральных эффектов: на сцене нет ничего, кроме двух микрофонов, стула и маленького стола. Во втором акте появилось подобие декораций: электрические лампочки, просвечивающиеся сквозь темную ткань. Под этим «звездным небом» актеру помогало освещение: был и полумрак для «Черного человека» Есенина, и жизнерадостный желтый свет для пушкинских эпиграмм.
Басилашвили отметил, что люди массово посещают такие «аскетические» мероприятия. Например, концерт Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт» в Олимпийском, где он сам читал стихотворения. «Значит, - рассуждает Олег Валерианович, - им необходимо что-то духовное, а не зрелища и хлеб». Складывается ощущение, что в этой работе он пытался дать пресыщенному народу альтернативу… и ему удалось. Публика завороженно следила за ходом мысли артиста, то и дело, выражая одобрение и восхищение аплодисментами. «Талантливая литература объединяет», - говорил актер. Талантливая игра на сцене тоже: в зале сидели люди разных поколений, но каждый из них внимательно и вдумчиво смотрел на сцену. Не все места были заняты, но после антракта не прибавилось ни одного свободного места.
Помимо вечных тем (свобода, человек и государство, совесть), Басилашвили затронул свою личную жизнь и рассказал, например, о том, что для него старость, и как он с ней борется. В спектакле такие отступления создавали баланс между философскими рассуждениями и стихотворениями. Зритель не утомился, и два часа с антрактом пролетели незаметно. Когда актер объявил, что заканчивает программу, в зале пронесся шепот удивления. В настроении, которое Басилашвили передал в зрительский зал, публика не ограничилась традиционным «браво», люди кричали «здоровья, счастья, спасибо вам!», подходили, дарили цветы и говорили лично. Они были рады, что их пригласили вместе подумать.