16 декабря состоялось закрытие самого важного российского кинофестиваля, "Артдокфест". За восемь фестивальных дней на основной и дискуссионной площадках было показано множество фильмов на самые разные темы: про Иосифа Бродского, гастарбайтеров-мигрантов, осужденных на смерть преступников, Pussy Riot, психически больных людях и т.д. 10 декабря в пространстве "Министерство" была продемонстрирована лента "Васька" режиссёра Елены Погребижской.
Все мы знаем как отвратительно в России относятся к людям с особыми потребностями, и примеров этому масса. Многие годы детям с заболеваниями аутистического спектра ставили диагноз "умственная отсталость", клеймо на всю последующую жизнь - ими просто не хотели и не умели заниматься. Или вспомним недавнюю ситуацию в одной московской школе, в которой родители учеников потребовали убрать девочку Машу из школьного альбома их "нормальных детей", потому что она - даун, а они - моральные калеки. Можно даже не говорить про отсутствие пандусов, ужасное состояние психоневрологических интернатов, домов престарелых и детских домов, горящих с пугающей регулярностью. Единственная хорошая новость за последнее время: семья Бесейновых из Германии после долгих тяжб смогла удочерить русскую девочку Элю, имеющую тяжёлую патологию рук. Один ребёнок получил шанс на счастливую жизнь, а скольких таких же как она, ненужных, брошенных, нелюбимых...
Таким был и Васька, герой фильма Елены Погребижской. Сегодня он успешный молодой человек, работает в ресторане и учится в университете, а самое главное - женился на любимой девушкой, которой долго добивался. С их свадьбы и начинается фильм, ею же - заканчивается. А между сборами невесты и регистрацией Васька рассказывает про свою жизнь, у него сложности с дикцией, зато всё хорошо с добротой и искренностью. Он рос не домашним ребёнком, а государственным. Мать отказалась от него роддоме, так как врачи констатировали у него микроинсульт, когда он родился. Государственная система - прочный механизм, который не знает сострадания, определил его с рождения в Дом малютки, потом - в Дом ребёнка, а затем - в Психоневрологический интернет. А всё потому, что кто-то, у кого не было времени на этого мальчика, поставил ему диагноз "умственная отсталость", ведь так проще. Его часто ставят неблагополучным детям, и жизнь их после этого определена. Школьная программа для детей, которым не повезло, очень ограничена - они не изучают английский, физику и другие предметы. Потому что их готовят к такому будущему, в котором образование и знания не нужны.
Для режиссёра Елены Погребижской "Васька" - последняя часть трилогии на тему сиротства. Прежде были сняты "Мама, я убью тебя" (2013 год) и "Мальчишки с улицы Свободы" (2014). Большое спасибо, что Елена не занимается морализаторством, не называет воспитателей интерната сволочами и мерзавцами (хотя они действительно сволочи и мерзавцы). Дети живут в ужасных условиях, они могут только есть и спать, причём коллективно, а бегать и играть им не разрешено. За провинность их наказывают болезненными уколами. Люди, которые обязаны заботиться об этих детях, превращают их жизнь в ад, а интернат - в концлагерь. К счастью, Ваське повезло - с помощью волонтёра Ольги он смог учиться в школе, а потом и вовсе выбраться, получить положенную ему квартиру и зажить полноценной жизнью. Но страшно себе представить, сколько таких как он, нормальных детей с мечтами и стремлениями живёт за забором интернатов, потому что на них поставили крест. Их погубило равнодушие и жестокость мира взрослых и очень занятых людей.
Фильмы Елены Погребижской переворачивают сознание. Она показала нам мир, на который нельзя закрывать глаза. Фильм "Васька" не трагический: главному герою повезло в жизни. Пожелаем ему счастья, а Елене - шокировать нас и впредь. Сейчас режиссёр-документалист работает над фильмом "Толстый и Тонкий", который не имеет отношения к рассказу Чехова, и рассказывает о пищевых расстройствах.