На новой сцене Александринского театра 26 ноября был показан провокационный, неоднозначный, вызывающий - можно по-разному описывать спектакль “Мертвые души” театра Коляда, но для меня самое подходящее определение ему - потрясающий!
Все негодования, разочарования и даже проклятья, которые летят в сторону данной постановки, исходят от тех, кто ожидал увидеть на Новой Сцене Аликсандринского театра 26 ноября живое воплощение классического романа Гоголя. Но не тут-то было. На сцене танцы, песни, современная музыка, костюмы, не относящиеся к эпохе, в общем, все “не так, как Гоголь писал!”. После антракта люди массово покидали театр, менее сдержанные или более чувствительные спешили уйти еще раньше. Но те, кто остался и с удовольствием наблюдал за происходящим, думаю, проникся великой симпатией и к самой постановке, и к драматургу Николаю Коляде, и к его великолепному театру, если, разумеется, еще раньше не питал теплых чувств к оным.
Данный спектакль проникает под кожу зрителя, вынимая его чувства и переставляя местами все его представления о классике. Вот почему у неискушенного зрителя в первые минуты спектакля может возникнуть отторжение и дисгармония. В этот момент лучше отдаться во власть происходящему и откинуть свой прежний опыт, чтобы не просто увидеть, а именно ощутить нетленный роман, ведь после спектакля остается впечатление, будто бы только что пережил все эти события самостоятельно.
Удивительно и то, что, глядя на сцену, складывается чувство будто бы не просто смотришь театральное представление, а именно в этот момент читаешь роман, и все действие происходит в воображении. Ведь в воображении нет четких границ и правил. Читая произведение, мы можем примерять знакомые нам из личного опыта образы на героев произведения, рассуждать и оценивать поступки персонажей, пока следим за развитием сюжета, даже образ самого автора может появиться перед нами и своими устами сказать что-то нам - читателям. Так и в спектакле театра Коляда все смешалось для того, чтобы зритель смог заново взглянуть на известных нам героев. Поэтому меня нисколько не смущало то, что в “Мертвых душах” использовались современные костюмы, музыка, лексика, которые размывали временные границы, и уже было неясно кто перед тобой вдова-помещица или бабка из перехода, молодцеватый кутила и лихач Ноздрев или ВДВшник из соседнего подъезда.
Конечно же. меня с самого начала интересовало как же завершится столь неординарная постановка. И я не была разочарована. С присущей всему действу иронией и трагизмом закончилась эта история именно так, как и сам роман, оставивший вопросы, на которые мы не получим ответы.
Текст: Элина Малина