Камень из прошлого

5 декабря на Камерной сцене Театра на Васильевском был показан спектакль «Камень», поставленный режиссером Денисом Хуснияровым по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Спектакль необычен. Пьеса М. Майенбурга вряд ли найдет отклик у массового зрителя, поскольку историческая память у каждого народа – своя. Особенно если события касаются трагического периода истории – страшной мировой войны, унесшей миллионы жизней. Довольно сложно, осуждая идеологию фашизма, проникнуться симпатией и сочувствием к семье немецкого офицера, члена нацистской партии, погибшего при взятии Берлина советскими войсками. И все-таки, интересно – как там у них? Они – не такие как мы, они – другие. SX6RCvgxA10 Режиссер Д. Хуснияров также решил удивить зрителей почти полным отсутствием сценических движений. На протяжении всего спектакля актеры сидят за длинным столом и изредка встают со стульев. На сцене нет никаких декораций, кроме прочного стола, стульев и камня, который артисты все время передают друг другу и называют или камнем, или сервизом, или шоколадом, письмом, топором и еще чем-то. Лаконичные действия на сцене сопровождаются диалогами, которые они произносят, не глядя друг на друга. Между героями формальные холодные отношения. И все-таки спектакль держит зрителя в некотором напряжении, несмотря на отсутствие сценических действий, декораций и ярких костюмов. Постоянная смена темы диалогов, новые названия, переходы во времени заставляют задумываться: «Что же у них происходит на самом деле?». eshhe-odin-kamen-vstene-1Зрители видят семью, в которой всем плохо. Бабушка Вита, в исполнении заслуженной артистки РФ Надежды Живодеровой, по причине преклонных лет начинает путать мирное и военное время. Тем не менее, именно она прокладывает тропинку памяти в прошлое. Для нее очень болезненно разрушать семейную легенду - сказку о погибшем герое - муже, папе и дедушке, которую она сочинила для своей дочери и внучки. Но исторические факты требуют своих объяснений. Настает момент истины. Ее дочь Хейдрун, которую очень талантливо сыграла заслуженная артистка РФ Илона Бродская, сначала теряет ощущение причастности к родовому гнезду, дому, «на котором она жената». Этот дом считают своим и другие семьи. Потом отец Хейдрун, по легенде врач-ветеринар и антифашист, оказывается убежденным гитлеровцем, а мать – членом нацистской партии, правда, уже не убеждениям, а по обстоятельствам. Мария Щекатурова, играющая роль Ханны, внучки Виты, испытывает настоящие страдания девочки-подростка, которую вырвали из привычного окружения и заставили жить в незнакомом для нее чужом доме. В начале спектакля только ей принадлежит все внимание зрителей. Ханна боготворит своего дедушку героя и пишет в школьном сочинении, что он спас еврейскую семью. Она мечтает о встрече с легендарной Клариссой Шварцман и собирается переехать к ней в Америку. Но вместо этого узнает от бабушки, что дедушка никого не спасал, а наоборот, скорее всего, донес на Шварцманов, и их расстреляли нацисты. Для подростка это очень большая трагедия. 84946664e5fbad4f6c694e2d22e8e986 Такова новейшая германская история. Война коснулась всех. Можно ли осуждать женщину, которой надо было выживать, и не одной, а с маленьким ребенком. Женщину, которая придумала себе другую жизнь, поменяла эпизоды на противоположные. Она так долго хранила тайну, что сама уже начала верить в нее. Прошлое было так ужасно и психика пожилого человека не в состоянии этого вынести. Не в этом кроется ли причина ее возрастных нарушений? 29191338.1 В спектакле нет ярких сцен. Режиссер как будто не хочет показывать всю пьесу, а только знакомит с ней. Разорванные, отрывистые диалоги заставляют зрителей самих додумывать действие. И все же отлично слаженная игра актеров переносит воображение в другое время, другое место и предлагает начать переосмысление прожитых лет.

Текст: Мария Гузарева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения