В кинотеатре "Англетер" 11 декабря был показан фильм "Чужая работа", посвящённый актуальной для всего мира темы миграции.
Переезд в другую страну по шкале стресса у психологов идёт сразу после смерти близкого человека. Люди едут за лучшей жизнью, спасаясь в основном от нищеты, бедности. Та ли жизнь, о которой они мечтали, ждет их в чужой стране?
Денис Шабаев, ученик Марины Разбежкиной, снял невероятно откровенное кино,
прожив вместе с мигрантами целую жизнь в течении года, почувствовав
весь цикл на себе: отъезд, попытки устроиться в России, возвращение.
Главный герой картины — Фаррух, молодой, талантливый парень, чья судьба не сильно отличается от судеб других мигрантов. В родном Таджикистане огромной проблемой является не только реализовать себя, но даже просто обеспечить
своей семье сносную жизнь. Фаррух оставляет дома жену с детьми и
отправляется на заработки в Москву. Он берется за любую работу, чтобы заработать хоть какие-то деньги.
Но не только для этого он приехал в России. У Фаруха есть мечта,
которая сталкивается с суровой действительностью. Он мечтает стать актером, знаменитым актером...
Фаруха приглашают на съемки, но и там его ждет одна и та же повторяющаяся роль гастарбайтера. Парень становится заложником своей национальности.
В картине нет скрытого подтекста, все и так ясно, российское общество по большому счету относится к выходцам из Средней Азии как к дешевой рабочей силе.
Отношение социума к мигрантам - это смесь неприятия и недоверия. Картина же погружает зрителя в интимную среду приезжих, заставляет его прожить этот тяжелый промежуток времени вместе с ними, раскрывает характеры героев. И зритель начинает видеть не только внешние и культурные различия, но и
особенности и переживания этих людей, откидывает привычные стереотипы о малообразованных уроженцах Средней Азии, едва знакомых с русским языком.
На самом деле среди мигрантов, особенно тех, кто вырос в СССР, немало людей с
высшим образованием. Например, отец Фарруха, экономист по профессии, сейчас работает сторожем и разнорабочим; мама, будучи юристом, вынуждена была устроиться дворником. И вопреки бытующему мнению мы видим, что вопрос
материального обеспечения не стоит для этих людей во главе углу, несмотря на всю сложность их положения.
В ленте есть яркие и показательные сцены - например, когда главный герой жалеет барана в начале фильма. Не хочет резать. Как жалеет мать пианино в финале. Зачем рубить? Пусть живет.Старое, брошенное кем-то на свалку, пианино, могло бы продать на металлолом и прокормить на некоторое время семью, но мать Фарруха не дает его разобрать, просит отдать его какому-нибудь бедному музыканту. И произносит фразу: "запомни, сынок, не все делается ради денег". После этого все стереотипы рушатся как стена, нет больше чужеземцев в этой ленте, нет пропасти между ими и нами. Есть близкие люди со сложной судьбой, тонкой душой, мечтами, стремлением обеспечить своим детям
лучшую жизнь, даже ценой своего социального статуса, необходимости начинать новую жизни в чужой, враждебной стране.
Несмотря на то, что родители не поддерживают Фарруха в стремлении стать
актера, и против занятий младшего сына футболом, они все делают лишь из любви к своим детям, беспокоясь за их будущее, как и миллионы других родителей,
которые боятся, что мечты их чад разобьются о суровую реальность капиталистического общества.
Возвращение Фарруха домой - закономерное завершение этой эпопеи. Путь домой - это выстраданное решение, и назад дороги нет. А, значит, мечта остается для какой-то другой жизни. Или это не его жизнь. А чья? Чужая.