Второй день фестиваля "Артдокфест" был ознаменован Иосифом Бродским - 9 декабря зрители увидели фильм журналиста Екатерины Гордеевой "Дети Иосифа". В год юбилея поэта (24 мая ему исполнилось бы семьдесят пять) продолжается его чествование.
Это очень необычное документальное кино, и смысл его состоит в том, чтобы показать, каких людей мог бы встретить Иосиф Бродский, если бы сегодня приехал в Россию. Он ведь всегда оставался русским, ленинградским поэтом. Вспомним хотя бы его письмо к Брежнему перед эмиграцией в 1972 году: "Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге". К сожалению, слова эти не были услышаны властью, и Бродского выслали из страны, не осознавая, насколько он ценен для русской культуры. Не позволили и его пожилым родителям съездить повидаться с сыном. Должно быть, всегда, когда люди обретают власть и могущество, они теряют важнейшее человеческое качество, которое, как писал Сергей Довлатов, гораздо выше, чем справедливость. В какой-то степени фильм "Дети Иосифа" - попытка восстановить историческую справедливость. Поэт вернулся.
К съёмкам фильма о Бродском (хотя правильнее было бы сказать - для Бродского) Екатерина Гордеева привлекла людей самых разных, даже неожиданных: Анатолия Чубайса, Веру Полозковку, Чулпан Хаматову, Ксению Раппопорт, Диму Билана, депутата Госдуры (простите, Госдумы) Марию Максакову, директора лучшего книжного магазина Санкт-Петербурга "Подписные издания" Михаила Иванова и многих других. Принцип отбора "героев", как рассказала сама Екатерина, состоял в том, чтобы они не были лично знакомы с Бродским. Они лишь делятся своими впечатления о нём самом и его творчестве, и о том, как Иосиф Александрович повлиял на них. Это очень личные и трогательные истории. Например, Ксения Раппопорт, которой выделено много экранного времени (и заслуженно, ведь ей есть что сказать), рассказывает, как молодые люди Ленинграда, ухаживая за девушками, щеголяли своим знанием стихов Бродского. Как мы изменились. Если сегодня в Петербурге остановить на улице людей, то те из них, кто хотя бы знают такого поэта, вспомнят стихотворения, ставшие в новых реалиях мемами: "На Васильевский Остров я приду умирать" или "Не выходи из комнаты". В фильме, конечно, много стихов, и акцент сделан на "Рождественском романсе", посвящённом Евгению Рейну.
как будто будет свет и слава, удачный день и вдоволь хлеба, как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево.
Съёмки фильма велись в Петербурге, Венеции и Нью-Йорке - городах, значимых для жизни и творчества поэта. Петербург - город детства и юности, дом Мурузи, где в полутора комнатах, хочется верить, когда-нибудь будет общедоступный музей. Венеция - бесконечно любимый Бродским город, он даже хотел остаться там жить после эмиграции, но ему отказали, объяснив это тем, что он не родился в этом городе каналов и дворцов. Там он похоронен. Нью-Йорк - это город, в котором стал успешным, признанным гением. Когда Бродского спросили, не чувствует ли он себя чужим в этом городе, в этой пёстрой разношёрстной толпе, он в своём стиле ответил, что и выходя из дома на Литейный после написания стихотворения, чувствовал себя чужим и одиноким.
Про эмиграцию Бродского много говорят в фильме. Тема эта актуальна и в наши дни: когда люди думающие и свободные внутренне уезжают, не выдержав прессинга, лжи и фальши, а те, кто остаются, уходят в эмиграцию внутреннюю. Об этом Бродский писал в своём стихотворении "Полдень в комнате".
Я родился в большой стране,в устье реки. Зимойона всегда замерзала. Мнене вернуться домой.
Катерине Гордеевой, которая выступала перед зрителем перед фильмом, а также после показа, сложно было говорить о своей работе над лентой - ей неловко "тревожить" поэта. Ведь Бродский никогда не хотел чествований, не терпел пафоса. Но было очень важно показать то, что Бродский оставил после себе, какое наследие. Всем поклонникам творчества Иосифа Бродского обязательно стоит посмотреть фильм "Дети Иосифа", который был сделан с большой любовью. Будем надеяться, что Первый канал (обладатель прав на фильм) когда-нибудь его покажет. В завершение приведём фразу одного из героев фильма, обращённую к Иосифу Бродского: "Теперь всё гораздо проще с визами и путешествиями, а в аэропорту есть вайфай. В остальном Вам бы не понравилось".