Главная » «А ведь хлопотливая, чёрт возьми, вещь женитьба!»
«А ведь хлопотливая, чёрт возьми, вещь женитьба!»
10.12.2015
Если бы стиль разговорно-бытовой речи из произведения Николая Васильевича да приставить к яркости русского костюма, да взять сколько-нибудь развязности, какая есть у современной «Травиаты», да, пожалуй, прибавить к этому еще беспощадного эпатажа — тотчас получится спектакль «Женитьба» в исполнении «Коляда-театра».
«Коляда-Театр» образован в 2001 году в Екатеринбурге драматургом, режиссёром и педагогом Николаем Колядой. Сейчас в репертуаре театра более 45 спектаклей для взрослых и детей. Это постановки известных классических пьес, пьес Николая Коляды и молодых уральских драматургов. В Петербург театр приехал на первые большие гастроли, которые проходили с 21 по 29 ноября 2015 на Новой сцене Александринки. Спектакль «Женитьба» стал финальным аккордом гастролей.
«Женитьба», пьеса Николая Васильевича Гоголя, известна каждому еще со школьной скамьи, однако то, как увидел её Николай Коляда, заслуженный деятель искусств РФ, драматург, режиссёр, педагог и художественный руководитель «Коляда-Театра», можно назвать невероятным. Сюжетная линия остается прежней – надворный советник Подколесин вроде бы захотел жениться. Посватался да в самый последний момент сиганул в окошко. Но, как можно увидеть в анонсе Коляда-театра, «главное в этом спектакле не история Подколесина, а, скорее размышления о нашей Родине России, о русской загадочной душе».
«Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что, наконец, точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая, наконец, скверность становится» – так философски начинается пьеса в оригинале. Но на сцене мы видим женщину среднего возраста в русском сарафане, это Дуняша (Тамара Зимина), девочка в доме – её вывели в постановке на первый план. Она ходит туда-сюда и громко кричит залу почти без пауз: «Над кем смеетесь? Над собой смеётесь! И нечего, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива! Выхожу один я на дорогу... туча мглою небо кроет. Мне осталась одна забава – пальцы в рот да веселый… Ай моська, знать она сильна, что лает на слона!.. Выхожу один я на дорогу… Послушайте! Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно? Нечего! Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива! Настанет времечко, когда мужик не Блюхера и не милорда глупого, Белинского и Гоголя с базара… Эй, подружка, налей кружку, сразу станет веселей! Мой дядя самых трезвых правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя…Куда? Куда несешься, Русь-тройка? Ай, моська, знать она сильна…. Коооооль» - подхватывает хор актеров, то ли поёт, то ли скандирует: «Самовар! Лапти! Матрешка! Работа! Давай-давай! Пушкин! Гоголь! Балалайка! Бабушкааааа!» и под звуки музыки из «Травиаты», переходящей в звуки балалайки (балалаечник – Кирилл Воробьёв), актёры скачут по сцене за кулисы.
Музыка финала второй сцены второго акта «Травиаты» станет лейтмотивом спектакля: она, как, впрочем, и балалайка прозвучит еще не раз. Актеры под эту музыку будут трясти головами и показывать «фонарики». Иногда так разделяются между собой события, происходящие в пьесе, а иногда Травиата зазвучит и без явного повода и как бы «напугает» самих актеров.
Обстановка на сцене достаточно скромная, однако позволяет создать полноценный интерьер двух домов и не выглядит при этом бедновато – старый комод, сундук, задник с пришитыми кружевами, куча самоваров в углу, бюсты Пушкина, Есенина, Гоголя, разного калибра и стиля. Их актеры все время будут брать в руки и носить с собой, правда, предварительно смачно на них плевать и натирать затем рушником, что намотан на шее почти у каждого вместо шарфа.
Образы актеров тоже нельзя оставить без внимания – кроме рушников, другие детали костюма выдуманы нарочно, чтобы подчеркнуть нелепость и усилить эффект, те самые клише русского образа – шубы на голое тело, замусоленные яркие халаты, румяные кружочки, нарисованные на щеках. Цветные сарафаны, узорные платки, войлочные тапки у женщин, у женихов - расшитые рубахи, подушки, подвязанные к животам, как символ дородности и крышки от самоваров на головах, как символ важности, павлиньи хвосты из настоящих павлиньих перьев, которыми они стараются привлечь внимание невесты.
Первое действие, как и положено по тексту, происходит доме Подколесина.
- Не приходила сваха?
- Никак нет.
- А у портного был?
- Был.
Переговариваются между собой Иван Кузьмич (заслуженный артист РФ Олег Ягодин) и дворовой мужик Степан (Александр Кучик) Но и тут не обошлось без выдумки – слуга не просто отвечает по тексту, Степан поёт, подражая оперной манере тенора. Этот персонаж, пожалуй, самый запоминающийся и яркий в спектакле. «Никак нет!» - поет он и трагично прикладывает руку ко лбу. «ДескАть?» будто не понял слова, начинает он на все лады передразнивать Подколесина. «Степан, подай шубу!» - вторит он, но не трогается с места, когда его просят, и хозяин идет одеваться сам. Те зрители, которые еще серьезно старались смотреть вступление и не хихикали, слушая про матрешек и Пушкина, начинают смеяться, наблюдая за выразительной мимикой и пафосными жестами, которые так мастерски показывает Александр Кучик.
Кривляния, излишняя мимика, излишняя громкость, подпрыгивания, пританцовывания, будут присущи всем персонажам. Спектакль к концу первого акта сопровождается дружным зрительским смехом. Зал полон настолько, что непоместившиеся стоят в проходах или сидят перед первым рядом на подушках. Становится понятно - люди шли не на «Женитьбу», они пришли смотреть «Коляда-театр».
Действие второе разворачивается в доме невесты Агафьи Тихоновны (народная артистка РФ Любовь Ворожцова), дамы в возрасте с одним заклеенным стеклом в очках. Невеста, её тётка Арина Пантелеймоновна (Светлана Колесова) и сваха Фёкла Ивановна (Василина Маковцева) рассматривают и оценивают пришедших женихов. Женихи, экзекутор Яичница (Евгений Чистяков), отставной пехотный офицер Анучкин (заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров), моряк Жевакин (Сергей Колесов), гостинодворец Стариков (Константин Итунин) толпятся в гостиной, стремятся показать себя в лучшем качестве, перещеголять друг друга. Диалоги тоже произносятся близко к тексту, но допускаются некоторые отступления – «Ах, не удалось мне вдоволь погулять в девках, а мне всего-то 27!» восклицает невеста, вызывая очередной понимающий смешок у зрителя. Все женихи будут выгнаны, предложение будет сделано, но, вместо окна Подколесин «выпрыгнет» в дыру в полу, то ли на свободу, то ли в преисподнюю.
Читая отзывы о «Коляде-театре», можно заметить, как аудитория делится на ярых противников и ярых почитателей. В Екатеринбурге, родном городе театра, билеты бывают распроданы за месяц, а, например, в Перми, как говорит в одном из интервью сам Николай Коляда, «Мне уже пообещали, что если я приеду еще раз, то меня прямо на вокзале поймают и убьют». Действительно, в спектаклях есть шутки на грани фола. В «Женитьбе», например, Кочкарев (Антон Макушин), уговаривая друга жениться (будучи в шубе на голое тело) для пущей убедительности теребит свой сосок. А дворовые Степан и Дуня после того, как их господа решили все же жениться, в спонтанном порыве предаются любовным утехам, однако девушка в последний момент робеет, а Степан, поняв, что ласка не помогает, пытается взять девушку силой. Зритель видит сцену рукоприкладства, таки образом режиссер показывает последствия, остающиеся по обыкновению за закрытыми дверями после такой вот русской «женитьбы». Это – ложка дегтя в веселой комедии. Удивленный зрительский вздох, который моментально прекратит смешки и хихикания. Что же, куда несешься, Русь-тройка? Впрочем, а над кем смеялись-то эти два с половиной часа? Над собой смеялись.
Спектакль «Женитьба» стал ярким завершением первых больших гастролей театра «Коляда» в Петербурге. На новой сцене Александринского театра в общей сложности было показано 12 спектаклей, два документальных фильма о театре и два художественных, в которых снимались артисты театра.
Когда «Женитьба» кончилась, на сцену поднялся сам Николай Владимирович, поблагодарил зрителей за радушный прием и пообещал приехать еще. Остается только гадать, чем поразит зрителей «Коляда» в следующий раз?