«Зелёный ад»: Их смерти были не напрасны
После довольно долгого молчания на наши экраны выходят сразу две ленты американского режиссера Элая Рота. Одну из них, "Зеленый ад", уже можно посмотреть в кинотеатрах.
Картина, снятая еще два года назад, не смогла своевременно выйти на экраны из-за банкротства американского прокатчика. В этом году проблемы были улажены и мировой прокат все-таки состоялся. Немного странным кажется выбор даты проката в нашей стране, потому что кино такой жанровой категории гораздо уместнее смотрелось в канун Хэллоуина, чем в дни школьных каникул. Однако, учитывая то, мягко говоря, скромное количество экранов, на котором демонстрируется фильм, наш прокатчик изначально не рассчитывал на большие доходы от показов.
Синопсис картины довольно прост. Дочь влиятельного госслужащего решает, наконец, сделать что-нибудь полезное в своей жизни и примыкает к группе энергичных молодых людей, основным занятием которых является проведение различных акций протеста. Злободневной проблемой на данный момент оказывается вырубка лесов в странах Южной Америки, что наносит непоправимый ущерб местной экологии и может привести к уничтожению ряда коренных племен, обитающих здесь. На расстоянии такие дела решать очень сложно и, заручившись поддержкой некоего спонсора, юные бунтари отправляются на диверсию в лагерь рабочих в дебрях Амазонки.
После аварийного падения самолета в джунгли выжившие члены оказываются в руках племени, чью сохранность они пытались обеспечить своим авантюрным путешествием. Всем давно известно, что благими намерениями вымощена дорога в ад, вот только конечный пункт этого путешествия еще никогда не был таким красивым и зеленым. Оказалось, что племя практикует каннибализм и совсем скоро пленники станут очередным куском мяса на столе кровожадных антропофагов.
Элай Рот стал известен благодаря успешному малобюджетному дебюту "Лихорадка", а также двумя частями социального ужастика "Хостел", снятого под крылом Квентина Тарантино и рассказывающего об успешном бизнесе по организации пыток глупых туристов за большие деньги в бедных странах Восточной Европы. Своими фильмами режиссер неизменно показывал ужасы нашей повседневной жизни, и что жуткая смерть может поджидать обычного человека совсем рядом. "Зеленый ад" не стал нарушать сложившийся стиль режиссера и гармонично вписался в упомянутый ряд его работ.
Параллели с предыдущими работами Рота можно провести довольно легко. В фильме, как всегда, задействованы малоизвестные актеры. Построена картина по старому лекалу: не предвещающая ничего дурного первая половина картины плавно переходит в наполненную ужасом и кровью вторую половину. И самый главный элемент - сильный социальный подтекст, маскирующийся под маской обычного фильма ужасов.
После просмотра таких картин обычно голову посещает тревожная мысль: "Не удивлюсь, если так оно и есть на самом деле!". Если в "Хостеле" раскрывалась проблема человеческой жестокости, преступления без наказания, материальной власти, то "Зеленый ад" дает зрителю дополнительную порцию пищи для размышлений. Стоит ли так рьяно бороться за то, о чем тебя никто не просит, даже если это и кажется правильным? И действительно ли все эти порывы идут от чистого сердца или, может, есть круг заинтересованных лиц-организаторов различных благотворительных кампаний, ищущие свою личную выгоду в их проведении? Ведь можно довольно легко адаптировать происходящее в фильме к нашим реалиям, перенеся действие из экзотических джунглей в более тривиальное место. К примеру, вряд ли кому то захочется встретиться со стаей голодных собак после проведения акции против отлова бездомных животных? А такое вполне возможно, так как наша жизнь далеко не всегда лишена иронии.
Любители пощекотать нервы, наблюдая за поеданием в кадре себе подобных, останутся довольны - пусть здесь этого не так много, как в классических представителях жанра "Каннибалах" и "Аде каннибалов". Именно на эти работы и опирался режиссер при съемках, не вырезав из картины ни единой сцены от первоначального замысла. Но гораздо интереснее будет смотреть данное кино людям, пришедшим в кинотеатр не только похрустеть попкорном под хруст человеческих костей на экране, но и способных увидеть в потоке алой крови, ярко контрастирующем в пейзажах "Зеленого ада", скрытую социальную сатиру. В качестве доказательства последнего можно привести ироничный и издевательский финал ленты, заставляющий совершенно по другому взглянуть на смысл фразы "Их смерти были не напрасны".
Текст: Денис Зуев