Элиас Файнгерш ворвался в программу Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» музыкальным вихрем. Свет софитов, отражающийся от блестящей поверхности тромбона, бросал солнечные блики в зал, накрывая зрителей малой сцены согревающей, теплой волной.
«Саундтрек моей жизни» – спектакль, рассказывающий об одном годе из жизни музыканта. На экран проецируются бесконечные ленты дорог, меняются времена года, проносятся города. Заснеженные поля превращаются в залитые солнцем ближневосточные равнины. Файнгерш пытается заснять всю жизнь целиком, в её каждодневном проявлении. Монтируя шутливое с горьким, противное с прекрасным, общее с конкретным, автор спектакля создает, казалось бы, незатейливую видеополифонию. Однако коряво заснятые на телефон кадры обретают колоссальную силу, когда в театральную видео-игру Файнгерша вступают живые звуки тромбона. Здесь не просто музыкальная подсветка действия, в руках Файнгерша инструмент становится самостоятельным действенным героем. Помимо того, что при помощи различных аудио-эффектов тромбон звучит в широчайшем ассоциативном спектре – от эпических, прорывающихся из древности звуков до виртуозных джазовых этюдов, инструмент как таковой разбирается Файнгершем на составные части, из которых, к удивлению зрителя, тоже возможно извлекать музыку. Ни на минуту не сходящая на нет импровизация вступает в интереснейшие взаимоотношения с видеорядом. И здесь уже не скажешь, что первичнее – картинка или звук, они образуют единый организм, движущееся роуд-муви жизни музыканта.
Спектакль не лишен и самоиронии. По сути в спектакле представлено два Элиаса. Один реальный, находящийся на сцене, а другой вымышленный, точнее, внутренний голос, который существует в виде проекции на экране. Второе «я» часто иронично комментирует действия и высказывания Элиаса-артиста. Иногда экранный Элиас превращается в автомобильный навигаторе: спорит с актером, толкает на безумные поступки, шутит и даже играет дуэтом. Удивительным образом в один момент эти Элиасы меняются местами. Уже и не скажешь, какой из них более «настоящий» – тот, что на экране, показанный расслабляющимся в сауне, или этот стоящий перед нами и сжираемый саморефлексией художник. Кто из них играет про внутреннюю жизнь человека, а кто про внешнюю?
Хулиганский, шероховатый, одновременно похожий на концерт, кино, личный дневник и встречу со старым знакомым за кружкой пива, этот спектакль оставляет по себе ощущение легкости и радости жизни.
Текст: А.Миронова, А. Сологуб Фото предоставлены пресс-службой театра