Человек звучит гордо?
21 ноября в Большом театре кукол послушать что говорят роботы о настоящем человеке взрослых собралось больше, чем детей. Впрочем, такова концепция московского театра «Трикстер» – «спектакли для взрослых, которые могут смотреть дети». Да и какой взрослый откажется от сказки Станислава Лема? Тем более у спектакля такое притягательное название - «Сказки роботов о настоящем человеке».
Спектакль начинается еще до того, как все зрители рассядутся по местам. Актеры Данила Ариков и Мария Литвинова уже приготовили специальное устройство, способное проверить, не робот ли вы? Далее залу демонстрируется коллекция экспонатов: рука короля Архитория, оторванная при урановом взрыве, машинка, которая делает все на букву Н, невидимый луч, и, самое главное, уникальная машина, приобретённая у гусарско-слесарских отрядов, которая знает абсолютно все сказки во Вселенной. Именно она и поведает нам о настоящем человеке.
Действительно, в основу спектакля легла сказка «О королевиче Ферриции и королевне Кристалле» из сборника «Сказки робото»" Станислава Лема. Мы видим Вселенную, в которой давным-давно существовала раса людей Бледнотиков, сотворивших первые машины, из которых появились машины разумные, затем машины премудрые и, наконец, машины совершенные. Но Бледнотики обращались с машинами плохо, оттого машины покинули эту расу, и теперь Бледнотики превратились в отсталых дикарей на задворках Вселенной, а Роботы стали её хозяевами.
Королевна Кристалла, красавица из красавиц, желанная для всех известных электрыцарей, обладает воинственным нравом и помутненным рассудком, потому что замуж хочет исключительно за Бледнотика, так что крушит женихов безжалостно и ждет своего счастья. Ферриций, наследник королевского трона, прослышав о Кристалле, «пожелал соединиться с нею навеки так, чтобы входы и выходы их ничто уже разомкнуть не могло», и в пылу любовной горячки приказал Великому Королевскому Наладчику сделать себя Бледнотиком, лишь бы заслужить расположение дамы сердца.
Спектакль сделан в стиле «стим-панк» (направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин – примечание автора). Данила Ариков и Мария Литвинова в совершенстве управляются с планшетными куклами-роботами и дополнительным реквизитом, который сам по себе вызывает не меньший интерес, чем сюжет спектакля. Световые решения простые и завораживающие. Из ничего в темноте вдруг появляются звезды, летательные аппараты, валит настоящий дым, а королевич Ферриций дерется в смертельном бою настоящим световым мечом! Никаких новомодных спецэффектов нет – роботы звучат, пищат, шуршат голосами актеров, а одесский говор робота – портного, который превращал Ферриция в Бледнотика, не под силу модным вокодерам. Удачно подобрано музыкальное сопровождение: если закрыть глаза, кажется, будто бы разворачивается космический приключенческий боевик.
Спектакль заканчивается, но зрители не расходятся – идут к сказочной межгалактической машине, на которой разыгрывалось действо. Жаль, куклы уже убраны, в них было столько малюсеньких деталей, что за 55 минут из зрительного зала их ни за что не рассмотреть!
Довольными уходят и дети, и взрослые, им теперь есть что обсудить. Вполне вероятно, что побывав на таком представлении, ребенок будет просить родителей сходить в театр снова, что, безусловно, прекрасно.
Текст: Катерина Егорова