Театр.DOC, известный своими постановками по реальным историям с использованием реальных документов, подлинных текстов и истинных эмоций, в спектакле «Лир Клещ» пошел еще дальше. Теперь настоящие в спектакле даже герои, а если быть точнее — героиня. На сцене подлинная история реального человека, рассказанная им же самим.
Легко ли вспоминать собственные поражения, обиды, неудачи и настоящие жизненные катастрофы? Конечно, весь негатив прошлого хочется спрятать поглубже и по возможности никогда не доставать его из глубин израненной души.
Марина Клещеева не боится бередить прошлое. Она не просто вспоминает, но рассказывает всю свою жизнь вслух перед зрительным залом. В этом рассказе нет и не может быть ностальгических ноток: там только реальный взгляд на жизнь, которая наносила удар за ударом. Неблагополучная семья, пьющий и колотящий детей отец, мать, разочаровавшаяся в собственной дочери. «Страшненькая, но добрая», как называла ее родная мать. Марина предпочла семье улицу. Сомнительные друзья с сомнительными целями и повсеместные обман и ложь привели борющуюся за правду Марину к разбою и, как следствие, к тюрьме. За первый сроком последовал второй. Не секрет, что жизнь на зоне не жизнь, а выживание, где каждый сам за себя. В этой поистине адской жизни Марина дает волю своим желанием: она пишет стихи и песни, она играет и поет. И волею судьбы именно в эту тюрьму входит театр. Сначала в виде предложения психолога ставить шекспировского «Короля Лира», а потом и в виде мастер-классов настоящих актеров Театра.DOC.
Жесткую и волевую Марину на зоне полюбили за ее песни и постоянную готовность выступать. Ее уговорили сыграть Короля Лира, и Клещ, как называли ее на зоне, стала Ее величеством. Шекспир не просто вошел в жизнь женщины в виде роли. Он затронул ее сердце, тянувшееся к искусству, но вечно натыкавшееся на отпоры и отказы.Дальше история напоминает сказку. Появилась вера в себя, а главное — в дальнейшую жизнь, нарушения точно испарились, даже говорить захотелось более поэтично. Женщина, которая всю свою жизнь пыталась существовать, оказалась не просто талантливой, а одаренной. И наконец-то судьба смилостивилась: Театр.DOC пригласил Марину играть. Один спектакль, другой, за ними пошли и приглашения в кино. Жизнь человека, вышедшего на волю и ищущего пути к существованию, закрутилась так, как никто не мог даже предположить. «И вот я перед вами, и что будет дальше, я уже не берусь гадать», — завершает Марина свою историю.
Ее не учили системе Станиславского, она не изучала историю театра, не делала этюды под руководством мастеров. Она просто жила своей сложной, суровой жизнью, не сдаваясь до последнего, а тот талант, который ей был дан, все это время жил с ней и ждал своего часа.И время пришло. Это не просто рассказ от первого лица, а моноспектакль. В нем небывалая легкость и уверенность. Марина буквально сразу захватывает внимание аудитории и не отпускает до самого финала. С юмором оглядываясь назад, она рассказывает о себе легко, шутя, ругаясь и смеясь. Она читает свои стихи и грубоватым, но таким приятным и чистым голосом, поет свои песни под гитару. В финале зрители уже бойко подсказывают Марине слова припева. За час с лишним она стала уже своей для всех, а эта вера, исходящая от человека, которого столько раз обманывала жизнь, поражает и придает сил.
Текст: Яна Чичина Фото предоставлены пресс-службой театра