Театральный квест «25 шагов к “Балтийскому дому”»

Разминувшись в несколько секунд с полуденным выстрелом на Петропавловской крепости, театр-фестиваль «Балтийский дом» выстрелил из пушки прямо на лестнице театра, провозгласив ХXV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» открытым. Три команды участников квеста под динамичную песню «Нас не догонят» заняли свои места в машинах, наклеили слева у сердца напоминание «Я люблю БД» и приготовили свои извилины поскрежетать на загадках исторического квеста «25 шагов к “Балтийскому дому”».

00 заходной

Маршруты у всех команд были разные, как было много всего непохожего на театральной сцене Балтдома за долгие 25 лет. По маршруту № 2 небольшой командой мы отправились под предводительством Виктории Зайцевой — актрисы Романтического театра Томошевского. Придумав название группы «Сонная артерия имени Жолдака», разгадав пару загадок и познакомившись, прибыли на первую точку — к памятнику Федора Михайловича Достоевского. И не зря, ведь спектакль по мотивам «Преступление и наказание» московского театра им. Моссовета «Р.Р.Р.» открывает ХXV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом».

Почитав по ролям диалоги Раскольникова и Сонечки, мы вновь садимся в машину и отправляемся в путь. Выходим на остановке Измайловский сад — тот самый, где среди скульптур и зелени пристроились две сцены Молодежного Театра на Фонтанке. Как оказалось, Семен Спивак, художественный руководитель театра, был некогда связан с театром-фестивалем «Балтийский дом», когда тот еще назывался Театр им. Ленинского комсомола. Проработав там четыре года в качестве режиссера, он поставил там «Грозу» Островского, поэтому мы решили вспомнить самый известный монолог из пьесы «Отчего люди не летают как птицы». Вашему покорному слуге удалось почувствовать себя актрисой на несколько минут и, взойдя по ступеням вверх по лестнице, прочесть монолог моей тезки Катерины.

02

Покинув зеленый сквер на Фонтанке 114, мы отправляемся дальше по реке до дома 65 и попадаем в легендарный Большой драматический театр. У самого порога нас встречает помощница художественного руководителя Ирина Николаевна Шимбаревич. Проходя по главной лестнице, мы могли увидеть бюст, открывшийся к 100-летию со дня рождения Г.А. Товстоногова. Нам удалось побывать в святая святых — в личном кабинете Георгия Александровича — увидеть стол, за которым принимали Федерико Феллини, личные вещи режиссера, рисунки театральных костюмов и многое другое. Сказать «многое» — значит не сказать ничего. Ирина Николаевна с дотошностью человека, который всем сердцем любит место, которому отдала 35 лет жизни, рассказала все о каждой вещице, которая лежала на столе, висела на стене или была спрятана глубоко в шкафу. Проведя в кабинете Товстоногова добрые минут 45, мы отправились в не менее значимое место — гримерку Кирилла Лаврова. Помимо того, что он великолепный актер и страстный любитель футбола, мы узнали такие мелочи, которые ни за что не думали узнать, а именно то, что он любил беляши с мясом, нижнее белье ему выдавали в театре постиранное и поглаженное, а водку, по правилам хорошего тона, необходимо переливать в графин. К Лаврову это не имеет отношения, но нам не замедлили об этом упомянуть. После еще 45 минут, проведенных в воспоминаниях о жизни артиста, к нашим наклейкам «Я люблю БД» хотелось приписать букву «Т», все-таки ведь тоже любим, да и причину, по которой мы все сегодня собрались мы забыли напрочь — в голове только многочисленные фотографии Товстоногова и Лаврова и восхищенные слова Ирина Николаевна.

07

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и нас выпустили на свежий воздух, на улице уже пошел дождь, но говорят, что когда он идет в торжественные даты, то это к счастью. После такого экспресс-курса в историю БДТ наш следующий этап был как раз кстати. После прохладной улицы мы зашли в рюмочную, где нас обдало теплым воздухом. На столик уже накрывали, а мы читали Венедикта Ерофеева. Его строки были здесь как нельзя к месту: вокруг сотни стопок и бутылок, переливающихся всеми цветами радуги, а за соседним столиком водка и соленые огурцы. Чаепитие. Несколько селфи на память, несколько строк из «Москва-петушки» и снова в путь.

15

К Пушкину мы уже не успевали, но как гласит одна из наших подсказок — «Пушкин наше все». Надо было как-то выкручиваться. А когда по твоему телу разливаются теплые чувства, так знакомые Веничке Ерофееву, читать на всю машину «Евгения Онегина» становится проще, чем монолог Катерины на лестнице Театра на Фонтанке. Возможно, все дело в строках, а может быть в количестве увиденных стопок, а может и вовсе в отглаженных носках Кирилла Лаврова, которые Ирина Николаевна хранит с такой щепетильностью. В целом, загадки о Пушкине мы разгадали, на все вопросы ответили. Осталось по пробкам добраться до стрелки Васильевского острова.

IMG_5529

Приехали. Дождь все еще идет, но это все еще к счастью. Здесь собираются люди из других маршрутов и начинают спорить, у кого было лучше и интереснее. Чего же они спорят и так ведь понятно, что у нас: Русская рюмочная и носки Лаврова — такое не каждый день увидишь! Разбираем бумажные кораблики, на которых красным по белому написаны цифры — там прописаны года вперед еще на 25 лет — как минимум столько должен существовать театральный фестиваль «Балтийский дом».

Совершив 25 шагов к Балтийскому дому, мы отправляемся к бушующей Неве, чтобы спустить свои корабли на воду. Выплывают не все, остаются самые прочные. Так и «Балтийский дом», несмотря на кризис и сложные отношения с другими странами, все еще плывет по волнам театрального искусства и не думает останавливаться на юбилейном фестивале — в будущем году ждите ХXVI Международный фестиваль.

Текст: Екатерина Приклонская Фото: Александр Коптяев, Лена Козлова

  [gallery link="file" ids="90396,90397,90398,90399,90400,90401,90402,90403,90404,90405,90406,90407,90408,90409,90410,90411,90412,90413,90414,90415,90416"]

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения